Собачий «криминал». Стрелять или кормить?
Одни жители Тюмени становятся жертвами бродячих собак, другие кормят этих «беспризорников».
«…10, 11, 12…» — четырехлетний Илья ведет счет собакам во дворе. Однако упражняться в арифметике мальчик предпочитает не на качелях или в песочнице, а рядом с мамой на лавочке. Боится. С прошлого года количество бездомных псов в ЙЙЙ микрорайоне увеличилось в несколько раз. Мама Ильи, Людмила, рассказывает, что после появления собачьей стаи выходить на улицу стало страшно.
У жителей микрорайона СМП-237 ситуация более сложная. После того, как пять лет назад там началось активное благоустройство дворов, частный сектор снесли. Люди вселились в квартиры, четвероногих домочадцев многие оставили на улице. И число бездомных псов увеличилось в несколько раз. Местные жители жалуются: собаки ночью спать не дают, днем — на людей бросаются. Весной нынешнего года с одной женщиной произошла неприятная история: возвращалась из больницы по одной из центральных улиц микрорайона, и на нее напала овчарка. Следствие — шок, поцарапанная нога и порванный карман куртки. К доктору потерпевшая не пошла, но этот инцидент без внимания не оставила — обзвонила разные организации, включая санэпиднадзор. Везде получала стандартный ответ: отлов собак не в их компетенции.
Врачи в травмпункте второй областной клинической больницы наплыва пострадавших от четвероногих бродяг не замечают. Заведующий радиологическим кабинетом Андрей Вялков называет число пациентов «стабильным» — по пять пострадавших в день. Произведя простые подсчеты, получим: 150 в месяц, 900 — за текущие полгода… 1800 в год?
Радует одно — случаев бешенства в текущем году не зарегистрировано.
Таких прецедентов мало или все же достаточно, чтобы сделать соответствующие выводы?
Той же весной помощь пришла в лице одной из служб по отлову собак (ее название никто из очевидцев не запомнил). Рейд в Заречные микрорайоны, Ватутино и СМП-237 был плодотворно проведен. Однако способ уничтожения братьев наших меньших не устроил другую часть населения Заречных. Со слов Полины Якимовой, бригада приехала днем и на глазах у испуганных детей отстреляла бродячих собак…
Среди наблюдателей за собачьим нашествием находятся и сочувствующие. Например, сердобольная Людмила Семенова каждый раз при выходе из дома берет с собой какую-нибудь еду. «Они ведь голодные. Помогаю, как могу…».
Одни кормят, другие — страдают. Что делать: отстрелять всех бродячих собак или продолжать их жалеть? Кто решит эту проблему безболезненно для первых и вторых?
Вариант, который устроит всех, — открытие питомника для пойманных собак. По словам начальника Тюменского клуба служебного собаководства Романа Муленко, таких организаций в городе нет. «В планах города было строительство питомника на ММС, однако из-за отсутствия финансирования его так и не открыли, — рассказывает Роман Викторович. — Собак нужно поймать, стерилизовать, накормить и выпустить. Однако сейчас этой схемы никто не придерживается».
Пока строительство приюта для четвероногих беспризорников находится только на уровне проекта, судьба брошенных собак с их многочисленным потомством остается в руках служб по их поиску.
На отлов имеет лицензию лишь одна частная организация в городе, название которой я так и не смогла узнать. Кроме нее, к решению проблемы причастны службы заказчика по трем округам.
Наугад звоню в службу заказчика по Центральному округу. В трубке — женский голос. Спрашиваю: «Здравствуйте, вы отловом собак занимаетесь?». — «На данный момент — нет, но вы можете оставить свою заявку, мы ее рассмотрим».
— «Если я оставлю заявку, в какое время суток приедет бригада?». -«Я информацией не владею, все вопросы к бригаде по отлову». На этом наш разговор завершился.
Путем долгих поисков нашлось ООО «Спецветсевис» — рекомендованная диспетчером организация. Работники там оказались более разговорчивые. Выяснилось, что рабочие дни бригады (она насчитывает три человека) — вторник и пятница, время стандартное — с 8 до 17 часов. Работники «Спец-ветсервиса» не удержались от слова «стреляем». Однако чем «стреляют» осталось для меня загадкой…
Проблема остается. Между тем, по наблюдениям моих коллег и просто знакомых, с кем обсуждала эту острую тему, бродячих собак в городе все прибавляется, и они все активнее «завоевывают» центральные улицы, безбоязненно появляясь даже на Цветном бульваре.