«Смысл жизни — в ее продолжении…»
Поверить в то, что актеру тюменского драмтеатра Геннадию Баширову 15 июля исполнится 60 лет, очень трудно.
Только когда он начинает рассказывать о внуках — 11-летней Маше, двухлетнем Матвее и Мишеньке, которому нет и года, -понимаешь, что перед тобой не просто артистичный, импозантный мужчина, но и глава большой семьи, любящий отец и дедушка. Наверное, у актеров не только много лиц, но и много возрастов, поэтому Баширов и производит впечатление человека вне возраста.
«Я очень люблю снимать внуков на видеокамеру. Ведь кто камеры не боится, не деревенеет перед ней? Дети и животные. Они естественны. И вообще, с рождением внуков я наконец обрел смысл жизни — то, что искал на протяжении стольких лет. Все просто: смысл жизни — в ее продолжении. Когда рождаются дети, этого еще не осознаешь, ты еще молод, хочется сделать карьеру, денег заработать, а дети отнимают время… Когда появляются внуки — это другое».
***
Работа перед камерой и микрофоном
Сам актер камеры не боялся, скорее, испытывал некоторый дискомфорт — все-таки привык работать на сцене, перед живым зрителем.
Одна из больших киноработ — участие в съемках телеспектакля «Эквус».
«На пятом Петербургском канале тогда, в 90-х, шла передача «Театральная провинция». Съемочная группа приехала в Тюмень, чтобы сделать сюжет. Но «Эквус» им так понравился, что было решено отснять телеспектакль. Это нельзя назвать настоящей работой в кино, ведь кино снимают кусочками, актеры зачастую не могут сразу оценить своих персонажей, просто доверяются режиссеру. А мы «Эквус» на тот момент играли уже много раз, все отлично знали, поэтому съемки получились легкими, замечательными».
Еще один большой кинопроект, в котором Баширову удалось поучаствовать, — фильм Алексея Балабанова «Война».
«Когда мне позвонили и попросили о встрече, я решил, что это розыгрыш. Да, бывали уже случаи, когда я покупался на такие «утки», — улыбается актер. — Оказалось, что специалист по подбору актеров для «Войны» просто нашел меня в Интернете, решил, что я подойду для эпизодической роли».
Баширов работал и «лицом», и «голосом».
«Было время, года четыре назад, когда я вел на «Радио-7» программу «Без суфлера». Приглашал в гости разных известных людей и предлагал им в прямом эфире роль из «Мастера и Маргариты» Булгакова. Мы разыгрывали какую-нибудь сцену и попутно говорили об искусстве. Константин Лагунов у меня побывал, Владимир Рогачев… Да много кто сидел напротив за микрофоном. Это было интересно».
***
Любимые роли
«Очень люблю играть в комедиях, романтических и музыкальных постановках. Менее — в драмах и мелодрамах. Еще мне нравится эдакая запредельщина вроде «Эквуса», которая позволяет заглянуть в собственное сознание и подсознание. Мой мастер по актерскому мастерству Евгений Простов говорил когда-то, что я — лирико-комедийный актер. Это правда.
И хотя после «Эквуса» мне нечасто удавалось сыграть главные роли, я получал удовольствие от работы.
Запомнилась работа над спектаклем «Виндзорские проказницы» с английским режиссером Аласдей-ром Рамсеем, где я играл сэра Джона Фальстафа. Ох, это была трудная работа! Во-первых, с режиссером, конечно, приходилось говорить через переводчика, что отнюдь не облегчало общения. Мы ведь не музыканты, у которых есть международный язык — ноты, мы вынуждены общаться словами. Во-вторых, жанр постановки — фарс. Немногие понимают, что это такое, а уж играть этот фарс, жить в нем и вовсе сложно».
Сыграть Гамлета Баширову не пришлось, зато удалось поработать в постановке «Убийство Гонзаго» по пьесе Недялко Йорданова, написанной по шекспировским мотивам.
«А режиссер Пинас Зайкаускас открыл для меня Чехова — это без преувеличений. У меня было какое-то предубеждение против Чехова, но «Дядя Ваня» все исправил. А вообще, роль должна воспитываться, над ней нужно работать какое-то время, чтобы не было в ней мертвых зон, белых пятен. С Пинасом у нас это получилось».
Одна из последних любимых работ — роль Ричарда Уилли в комедии томского режиссера Юрия Пахомова «Он, она, окно, покойник».
«Спектакль, конечно, легкий. Его вряд ли кто-то станет смотреть второй раз, но зато он очень смешной, как комедии и положено».
***
Вечный Дон Хуан
Сегодня Геннадий Владимирович снова играет роль покорителя всех женщин — Дона Хуана. Правда, не коварного соблазнителя, а уже зрелого, чуть уставшего человека.
Пьесу Леонида Жуховицкого «Последняя женщина Дона Хуана» он предложил режиссеру Юрию Пахомову сам. «Мне показалось, что спустя 20 лет снова сыграть этого персонажа — событие знаковое. Тем более что Жуховицкий писал ее примерно в моем возрасте, Дону Хуану по пьесе 50 лет».
Постановка, конечно, юбилейная, только, в отличие от своего персонажа, Геннадий Баширов смотрит в будущее с улыбкой и оптимизмом. Он — человек, которого возраст только украшает. И он знает, что смысл жизни — в ее продолжении.
***
фото: вверху — заслуженный артист России Геннадий Баширов в гримерной; в роли доктора Дайзерта в спектакле «Эквус»; с актером Алексеем Чадовым в Тобольске на съемках фильма «Война».