Не Робокоп, а РобоБэй
«Трансформеры». США, 2007 год. Российская премьера – 4 июля. Режиссер Майкл Бэй. В ролях: Шайа ЛаБаф, Меган Фокс, Джон Войт и др.
Инопланетяне опять пришли в День независимости Соединенных Штатов Америки. Но почему-то в Россию – а мировая премьера нового блокбастера состоялась раньше, 21 июня. И отработала уже (данные старятся каждый день) почти треть из потраченных 150 миллионов долларов.
Как всегда, сюжет тщательно прятали от тех, кто жаждал узнать, что трансформеры из космических глубин сделают с многострадальной матушкой-Землей. Оставят ли хоть один нетронутый кусочек, где поселятся уцелевшие?
Впрочем, удержусь от черного юмора, который нередко посещает меня, когда речь идет о фильмах с пришельцами. Поделюсь для начала некоторым разочарованием: я ждал от «Трансформеров» чего-то другого. Возможно, изначально ошибался, предполагая, что будет настоящая «страшилка», ураганный футуристический боевик в духе «Дня независимости» Роланда Эммериха и недавней «Войны миров» Стивена Спилберга. (Голливудский небожитель Спилберг как раз и хотел сделать «страшно», что у него во многом получилось, и замечательно вернул нас к прекрасной книге Герберта Уэллса).
Вот эта мастерски спрятанная информация и сделала по-своему черное дело: я попал на фильм для тинейджеров и тех, кто еще младше, – им тоже можно смотреть. От девяти и выше – безобидно и увлекательно.
Майкл Бэй, знаменитый своими «Скалой», «Армагеддоном» и «Перл Харбором», на сей раз удивительно весел и резвится, как ребенок в Диснейлэнде. Благо под руками у него нешуточный бюджет и первоклассные компьютерные технологии (не смогут завоевать мир, подобно электронному мозгу из третьего «Терминатора», но создадут изумительные спецэффекты).
Вначале, правда, меня обманули: летевший над песками катарской пустыни вертолет трансформировался в монстра, сметающего все. И, как водится, первыми на его пути встали американские солдаты, несущие «вахту» далеко от дома.
А потом… Потом появился славный мальчуган по имени Сэм, сохнущий по своей однокласснице и мечтающий о своем первом автомобиле. Который оказывается с «двойным дном». Засланным казачком, если вы помните «Неуловимых мстителей».
На просторах Америки утерян некий «энергетический куб», за которым охотятся «плохие» космороботы – Десептиконы. Им противостоят «хорошие» – Автоботы. По законам жанра, их меньше, но они, что называется, в тельняшках. Каждый обладает по-своему уникальным набором достоинств. И главное и самое восхитительное – умение мгновенно превращаться в некую земную машину, сверкающую каждой деталью (красиво до умопомрачения), и, наоборот, в минуты опасности возвращать себе первозданный боевой облик. Зал в восторге – я, один из первых зрителей, наблюдал бурную реакцию тюменских мальчишек…
Америке хорошо знаком одноименный сериал, технически уступающий виртуозному творению Бэя и компании (достаточно сказать, что исполнительным продюсером выступил Стивен Спилберг, а сделаны новые «Трансформеры» на принадлежащей ему студии «Dream Works»). Робо-Бэй был терпелив: на обработку каждого кадра с так называемой CGI-анимацией тратилось около 38 часов. Прежний рекорд был у создателей «Властелина колец» (20 часов). Почувствуйте разницу.
Зрелище, действительно, фантастическое. Киноаттракцион, заставляющий сладко мучиться: и как они это сделали? Не серьезный и не пугающий, а подчеркивающий неустанно свое сказочное происхождение. Ах, вы хотели «ужастика» в духе «Чужих» или «Хищника»? Пройдите в ближайший гипермаркет и поройтесь на полках с DVD!
Добавлю, что с коммерческой точки зрения новый проект Спилберга абсолютно безупречен. «Трансформеров» будут смотреть семьями, и отсутствие серьезных возрастных ограничений, извините за каламбур, сделает кассовые сборы «неограниченными». Веление времени – что классно и тщательно сделано, то, по определению, дорого.
… Наш друг Сэм и Автоботы спасли мир. И уже идет речь о «сиквеле» – продолжении. Трансформеры вернутся. Но я вооружен знанием. И догадываюсь, что с этой стороны нам ничего не грозит – Земля уцелеет. Разве что легче станет папин кошелек после похода в кино.
P. S. Заголовок статьи отсылает читателей к знаменитому боевику «Робокоп» («Робот-полицейский»), снятому режиссером Полом Верховеном в 1987 году.
***
фото: кадры из фильма. Сэм с «энергетическим кубом»; Десептикон на фоне небоскребов.