Ракетного щита частица
История создания ракетных войск стратегического назначения и сегодня остается «Terra incognita» для большинства ученых-исследователей.
Судя по документам, с которых совсем недавно снят гриф секретности, наш сугубо мирный город имеет к рождению РВСН самое прямое отношение…
В мае 1960 года в Тюмени в обстановке строжайшей секретности началось формирование ракетного соединения. Штаб одной из первых дивизий РВСН – 216-й ракетной – располагался в комплексе зданий на улице Республики, 1-3. В 1945-1959 годах в этом комплексе располагался штаб гарнизона Тюмени – 109-й Бериславско-Хинганской дважды Краснознаменной ордена Суворова стрелковой дивизии. После ее расформирования здание штаба досталось по наследству ракетчикам.
На вооружение соединения поступили межконтинентальные баллистические ракеты Р-7 и Р-7А, а позднее и Р-9А конструкции академика Сергея Павловича Королева (1907-1966).
41-я ракетная дивизия входила в состав 33-й гвардейской ракетной армии. Иногда эту ракетную армию называли «Омской»…
В 1967 году главком РВСН маршал Советского Союза Николай Иванович Крылов (1903-1972) неожиданно посетил станцию Богандинскую. Вскоре после этого его подчиненные произвели из ее окрестностей четыре пуска. Все четыре оказались успешными.
Ракеты на кислородно-керосинном топливе стояли на вооружении с июля 1965-го по 1976-й год. 31 год назад «стратеги» покинули стартовые позиции в Богандинке и отправились на новое место службы.