О кораблях и скалах
«… а он говорит: в Марселе
есть такие кабаки,
такие там отели,
такие коньяки…»
(старая-престарая песня).
Про марсельские кабаки и отели я ничего узнать не успел. Коньяки, поскольку время от времени садился за руль, тоже были не актуальны. Из тамошних яств успел познакомиться только со знаменитым супом «буйабес». Причем знакомство было шапочное. Когда официант в припортовом кабачке (оказывается, кабак имел место не только в песне!) принес дымящуюся тарелку со всемирно известным супом, обнаружилось, что за романтическим названием скрывается острое оранжевое месиво, в котором плавают полураскрытые устрицы. Но исторически сложилось, что любимым с детства блюдом у меня являются урало-сибирские пельмени. И пришлось вылавливать устриц в пользу более раскрепощенных земляков, а ужинать тем, что осталось на дне тарелки. Таково одно из трех ярких впечатлений от второго по величине французского города.
Марсель по рельефу очень напоминает наш Владивосток: улицы то стекают вниз, к старому морскому порту, то лезут вверх. А на самом верху, над городом, вонзается в небо золоченая статуя Девы Марии с младенцем, венчающая колокольню собора Нотр-Дам де ла-Гард.
Немного статистики. Высота холма, на котором стоит собор, -147,85 м. Высота земляных укреплений -3,15. Высота башни — 33,8. Высота статуи с пьедесталом -22,22. Вес статуи — почти десять тонн (9796 кг). Обхват запястья младенца Иисуса — 1,1 м.
Марсельская Богоматерь — покровительница моряков. Первое, что замечали возвращающиеся в гавань корабли, — золотой блеск этой статуи. Морской характер собора чувствуется во всем. В росписи купола — старинные парусники. На фалах, свисающих с потолка, — модели кораблей. Стены базилики плотно покрыты мраморными табличками со словами благодарности за спасение в бурях и битвах. Иногда благодарность многословна. Иногда — всего два или три слова. Как, например, эта- «Мерси. Роже». Сколько морских трагедий и счастливых историй могли бы рассказать эти таблички, если бы умели говорить…
В истории морей и океанов, морских сражений и великих географических открытий немало французских имен. Военные моряки и путешественники, исследователи и просто флибустьеры отплывали отсюда в неведомое и возвращались в Марсель ниоткуда, благодаря небеса за удачу, за спасение. Сегодня их имена можно найти на любой географической карте, как имя Лаперуза у южной оконечности острова Сахалин или имя адмирала Сюркуфа в южных морях.
Так что колокольня собора Нотр-Дам де ла-Гард — не только маяк, указывающий путь на родину, но и символ гордости водителей фрегатов или, как писали красиво в старину, — пенителей моря. Это впечатление второе.
Со смотровой площадки у собора открывается вид на все четыре стороны света. А больше всего взглядов устремляется на юго-запад, точнее, на зюйд-вест, туда, где в раструбе громадной бухты лежит на голубой воде зубчатый каменный обломок. Самая знаменитая в мире скала. Замок Иф.
Окончание следует.
***
фото: Марсельская бухта (Иф — справа); «mercy» из собора Нотр-Дам-де-ля-Гард; колокольня собора; сценка в старом порту; улица в небо