Золотой луг Александра Павлова
Недавно весь тюменский бомонд переполнил самые большие выставочные залы областного музея изоискусств. Открылась первая отчетная персональная выставка стремительно набирающего известность живописца и графика Александра Павлова.
В мае с.г. он благополучно пересек золотой экватор судьбы (родился, надо же, 9 мая 1951 г.) и продолжает искать новые красоты в луговом разнотравье тюменской округи, в разговоре лесов и вод. «Компасом в художественном поиске служит душа», — сказал мне мастер.
Помимо вернисажа прошла презентация нового альбома-каталога о художнике. Хорошее издание, богато иллюстрированное. С концептуальной статьей тюменского искусствоведа Натальи Сезевой, в мастерском оформлении арт-дизайнера Николая Пискулина.
Были приличествующие событию речи. С ходу признался в любви к творчеству Павлова зам. губернатора Андрей Артюхов. Солнечный мир фантазии природных сил привлек директора института государства и права ТГУ Геннадия Чеботарева. Приветствовал коллегу и лидер тюменского областного отделения СХ РФ Александр Новик.
В кратком интервью доктор философии Федор Селиванов -тоже поклонник Павлова — отметил, что художник следует самому древнему и благотворному способу философского общения с нами — через вечно обновляющийся язык природы.
Судьба Павлова напоминает ровное восхождение на давно занятую маститыми пейзажистами высоту. Тем более что русская пейзажная школа и в классическом, и в современном виде крепко держится за свои устои. Тут поэтический реализм еще долго будет давать фору любым покусителям на традиции. Павлов родился на ивановской среднерусской земле, с отличием закончил областное художественное училище, где эта традиция особенно сильна. Но на первом дипломе не остановился, посещал классы Академии художеств в Ленинграде (1974-1977). С 1977 г. в Тюмени в роли сотрудника художественного фонда и опять студента художественно-графического факультета Нижнетагильского пединститута. Год выпуска — 1985.
Художественный фонд не совсем располагал к творчеству. Там больше оформительских работ по заказам. Павлов много писал вне служебных дел, пробовал себя в тематических картинах, портретах и натюрмортах, но больше всего любил вырываться на свободу за город, искал свой стиль в пейзаже.
Выставляться начал рано, с 19 лет, в 1970. Не торопил события, вслушивался в оценки, приглядывался к коллегам. Прошел все круги выставочной «карьеры» -от городских к областным, потом зональные, региональные, республиканские. Постепенно пришло признание, работы появились в коллекциях тюменского и тобольского музеев, отправились в США, Германию, Францию, Венгрию, Польшу. В 1991 г. сбылась мечта о личной мастерской, Павлова принимают в творческий союз художников, что надо заслужить.
Трудолюбив и целеустремлен необычайно, число работ давно перевалило за тысячу. Увы, три зала ТГМИИ смогли вместить лишь 150 картин, графических листов. То, что перед нами настоящий мастер своего направления, я понял сразу, когда увидел в интерьере экспозиции большие вазы с полевыми цветами. Ромашками, колокольчиками, васильками… Они не сдавались
духоте, прекрасно подобранные, и перекликались с сородичами на пейзажах и натюрмортах рядом.
Два духовных центра определяют экспозицию. Это триптих «Посвящение» — всем матерям России (1994-95). Религиозное чувство бережно и тактично переходит от лика к лицам дорогих людей. Много испытавшим, настрадавшимся, жаждущим искупления.
И второй центр — вечерний осенний пейзаж 1999 г., в который Павлов привнес свое оригинальное видение мира с неожиданной композицией. Мы словно на корме теплохода, миновавшего излучину, на дальнем плане — другая река. Золотой пришвинский луг, и, как духовный маяк, посылает нам свой добрый сигнал веры, надежды и любви небольшой храм, так похожий на чудо Покрова на Нер-ли.
И все выставочное пространство заполнено между этими духовными вершинами сочным и солнечным по цветовой гамме разнообразием тюменских полей, лесов и вод. В свое время Павлов приобрел дом на станции Бахметская, где при приближении к Уралу природа особенно радует человека.
Работы художника последних лет полны лирико-романтических поисков, чтобы развивать традиционные начала. Интересно дополняют друг друга букет в соседстве с дымковской игрушкой (1995). Мартовские тени бережно обегают старые дома на окраине Тюмени (2001). Нахохлились под первым снегом стожки совсем как люди. Зябко и надо бы уснуть до весенней капели (картина 2000-2001 гг.). За ними май, зеленый май в весенней свежести, зовущий к доброму преображенью.
Отношение Павлова к искусству как к созерцанию (второе привлекательное качество для философа Селиванова) полно той высокой художественной простоты, за которой долгий и счастливый труд души. «Творческое поведение для меня — жажда постичь красоту. Что может помешать художнику, если он отдает себе отчет в собственном призвании? Eму ничто не может помешать. Ни жара, ни мороз, ни всякое другое. Увидел место, взволновался — и пишет, где присел. Без мастерской, в чужом городе. И, конечно, верность делу. Eще уловить импульсы настроения, чтобы холст пел и звучал. Был полон теплотой и доброй энергией. Eсли семья, то как надежный тыл» (Павлов).
Наплыв жаждущих высказать свою признательность таланту был так велик, что не стал брать слово зам. председателя городского комитета по культуре Юрий Бедель. Да еще стал подводить черту юбиляр. Бедель попросил прессу обнародовать решение мэрии о гранте текущего года. Eго присудили Павлову, и специальный художественный совет определит, какую из картин приобретет город, чтобы передать ее в коллекцию музея изоискусств.
Под занавес еще одна интересная информация. В середине июля с.г. в Eкатеринбурге была торжественно открыта выставка тюменских художников. В хорошо известном публике выставочном зале Уральского отделения СХ РФ на улице Куйбышева. Требовательная и разборчивая публика столицы УрФО, избалованная вернисажами москвичей, петербуржцев, нижегородцев, отметила высокий уровень художественного мышления тюменской школы живописи. Комплименты и неплохие оценки получили Александр Новик, Юрий Юдин, Дмитрий Рыбьяков, Алексей Чугунов, Юрий Акишев, Виталий Шилов, Владимир Шарапов (Ялуторовск), Михаил Гардубей, керамист Ирина Герман и молодая Юлия Новик. 15 августа с.г. наши мастера собираются выехать на обсуждение и закрытие столь удачной для них выставки.
***
фото: