Тюмень изначальная
У Тюмени 415-й день рождения. Какая она стала -мы видим ежедневно. А какая была в первые годы жизни? Об этом рассказывают сохранившиеся разрозненные документы.
Регионально-политическая обстановка
В ходе двухдневного боя 23-24 октября 1582 г. отряд казаков под руководством Eрмака сумел одержать победу над войском сибирского хана Кучума. 26 октября воины Eрмака вступили в оставленную Кучумом столицу — город Искер.
В ночь с 5 на 6 августа 1585 г. во время боя с отрядом хана Кучума Eрмак погиб в устье реки Вагай. Командование отрядом принял на себя Матвей Мещеряк, давний соратник Eрмака, но, к сожалению, не имевший равного Eрмаку таланта полководца. Убитые горем казаки устроили атаману «велие» (великие, пышные) поминки, а потом «на круге» решили уйти из Сибири в Россию. Сборы были недолги, и 15 августа 1585 г. казачьи струги пустились от Искера вниз по Иртышу, чтобы старинным Собско-Печорским путем (по рекам Соби и Печоре) преодолеть Камень (так тогда называли Уральские горы). Искер занял татарский царевич Алей.
В эти же августовские дни по реке Тавде, преодолев Камень по Вишеро-Лозьвинскому пути (по рекам Вишере, Лозовой и Тавде), к Искеру подошел посланный в помощь Eрмаку из России отряд из ста человек во главе с воеводой Иваном Мансуровым. Однако было поздно, Искер опять заняли татары, сил у Мансурова было мало для сражения, и отряд прошел мимо Искера вниз по Иртышу. Посланцы Мансурова пытались догнать казаков Мещеряка, но не удалось. В ту осень рано захолодало, и Мансуров решил зимовать в Сибири, благо запасов продовольствия и оружия было достаточно. В устье Ишима, на высоком берегу Оби срочно построили укрепленный городок (после его назвали Обским), перезимовали и тоже ушли в Россию Собско-Печорским путем.
Однако московское правительство решило закрепить успех в Сибири, и в 1586 г. царь Федор Иоаннович отправил за Камень новый отряд казаков и стрельцов в количестве 300 человек под руководством воевод Василия Сукина и Ивана Мясного. Нередко пишут, что отряд этот шел «по следам Eрмака», но это не так. Отряд пришел Вишеро-Лозьвинским путем по р. Тавде и обязан был идти к Искеру, где, как ожидалось, должен был быть отряд Мансурова (когда отряд Сукина и Мясного уходил в Сибирь, они не знали, что Мансуров не взял Искера и тоже вернулся в Россию). Однако в устье Тавды, на Тоболе, от татар воеводы узнали, что Мансуров ушел в Россию, и они в Сибири одни. Брать Искер силами трехсот воинов Сукин с Мясным не решились и пошли в обратную сторону, поднялись по Тоболу до устья Туры, а по ней — к тому месту, где находились остатки древней татарской столицы Чинги-Туры (Чимги-Туры, Цымги-Туры, Великой Тюмени), чтобы покорить туринских татар и таким образом укрепиться в Сибири.
Тюмень начинается
И было утро 29-го дня июля 1586 года…
Казачьи струги ткнулись в мягкий песок туринского крутого берега, высоко вставшего над речной волной. Это теперь тут пологие спуски к речке Тюменке, а тогда казакам и стрельцам пришлось лезть на обрыв, помогая друг другу.
Кругом была чужая земля и недружественное население, которое, собравшись, могло разгромить русских пришельцев. Казаки и стрельцы срочно стали строить укрепленный городок. Место для него было весьма удачным: с трех сторон мыс окружали береговые десятисаженные (20 метров) обрывы Туры и Тюменки, которые служили естественным укреплением. Открытое (полевое) пространство было только с южной стороны, между берегами реки, — здесь вырыли ров.
Выбранное под укрепленный городок место обнесли стоячим тыном — выкапывали глубокую узкую канаву и в нее, стоймя, плотно друг к другу, ставили заостренные сверху бревна. Их соединяли продольными бревнами, получалась крепостная стена. В ней было двое ворот: с северной стороны, на устье Тюменки, и напротив, с южной (полевой) стороны. С этой работой управились за неделю. Длина крепостных стен составила 260 сажен (520 метров). В плане она представляла собой неправильный четырехугольник. Внутри располагались избы воевод, стрельцов и казаков.
Летописи по-разному описывают день рождения Тюмени. Краткая Сибирская (Кунгурская) относит это событие к июню 1585 г.: «Лета 7093 (от сотворения мира, так считали время в те годы — А.И.) присланы воеводы с Москвы Василий Борисович Сукин да Иван Мясной (отчество его неизвестно — А.И.), да письменной голова Данила Чулков с тремя сты человек, поставиша град Тюмень июня в 29 день…».
В другом варианте летописи говорится: «В лето 7094 (1586) по государеву цареву и великого князя Федора Ивановича всея Руси указу приидоша с Руси воеводы Василий Борисов сын Сукин да Иван Мясной, и с ними же многие русские люди и ермаковы казаки, Черкас Александров с товарыщи, и поставиша на реке Туре град Тюмень…».
Летопись ошибается: Тюмень была заложена в 1586 г. 29 июля, Данилы Чулкова в этом отряде не было. Когда казаки Сукина и Мясного рубили тюменскую крепость, Чулков был переведен из Ржева, где был воеводой, на укрепление р. Оки. В Тюмени он появился в 1587 г. с отрядом в 500 казаков и стрельцов и без длительной задержки ушел к Искеру с намерением изгнать татарского хана Сейдяна и заложить новую крепость — Тобольск.
Воеводы в то время назначались обычно на три года, после чего отзывались в Москву для нового назначения. Так произошло и с первыми тюменскими воеводами Мясным и Сукиным и с Данилой Чулко-вым. В московских документах их фамилии еще раз упоминаются в «Боярском списке» 1588-1589 гг. Возле фамилии В. Сукина есть пометка «у пристава, в опале», против И. Мясного — «у пристава», против Д. Чулкова — «взят под арест». Это означало, что В. Сукин и И. Мясной были взяты под стражу, а Д. Чулков — посажен в тюрьму. Однако это не имело для них серьезных последствий, и все же фамилии их больше не упоминаются.
Новое «городовое строение»
Видимо, крепостные стены из тына Тюмени стояли до 1593-1595 гг., когда при воеводах Ю. Булгакове и Г. Долгоруком построили новые укрепления. Тын заменили на «городни»: двойные стены из лежачих бревен, соединенных поперечными перемычками. Получалась двойная ячеистая1 стена, ячейки называли, «тарасами».
В стенах находилось сначала семь башен: по углам и посередине. Две башни посередине коротких стен, шедших от Тюменки до Туры, были проезжие, с воротами. Северная проезжая башня, выходившая к устью Тюменки, называлась Eгорьевской (Георгиевской), южная называлась Спасской. Остальные шесть башен были «глухие», непроезжие. Крепостной стены вдоль обрыва к Туре не было, потому не было и средней башни. Позже, при постройке стены вдоль Туры возвели и восьмую башню.
В последний день декабря 1596 г. с грамотой царя Федора Ивановича в Тобольск из Москвы послан мельничный мастер Васька Томасов с женою и детьми. Eму велено было жить в Тюмени и построить в Тюмени, Тобольске и Пелыме первые сибирские мельницы. Василий Томасов привез с собой необходимую мельничную снасть, и первая мельница была построена на реке Тюменке, примерно напротив современного областного музея.
В 1620 г. Тюмень горела в первый раз, в 1622 г. крепостные башни и стены возвели заново, с обламами и кровлей. Высота стен от земли до обламов — полторы сажени (2,5 метра), и от обламов до кровли — одна сажень (2 метра). Ширина стен — полторы сажени (2,5 метра). «Обламами» называли места, где бревна верхней части стены выступали несколько наружу над нижней частью и в стене образовывалась щель, позволявшая видеть основание крепостных стен и всех, кто мог к ним подобраться. Через щель на противника лили кипяток, нечистоты, стреляли… Ниже облама изнутри устраивали настил, где располагалась стража, а в случае обороны — все воинство.
К этому времени у южной стены тюменской крепости был «посад», где жили те, кто не мог поместиться в крепости. Посад тоже обнесли крепостной стеной, в результате длина стен достигла 1048 сажен.
Тюменские слободы
В конце лета 1595 г. в Тюмень из Средней Азии пришел первый торговый караван, положивший начало восстановлению древней торговли населения Средней Азии (городов Бухары, Самарканда, Ургенча, Хорезма, Ходжента и др.) с жителями Среднего Зауралья. К этому времени в ближних и дальних окрестностях Тюмени активных военных действий не велось, у русских с местными татарами устанавливались деловые доверительные отношения.
Торговые караваны ходили тогда с многочисленной, хорошо вооруженной охраной, которая числом могла сравниться с гарнизоном Тюмени, поэтому воевода Г. Долгорукий отвел купцам и охране место для жительства «подальше от греха» — за Турой, на пойме. В Москву немедленно послали сообщение о торговом караване бухарцев, и через год, в 1596, воевода получил грамоту царя Федора Ивановича о необходимости дружеского отношения к купцам. Бухарцам разрешалось торговать без пошлин, и они могли оставаться в Тюмени на любое время. Купцы пользовались льготами, оставались жить в Тюмени. Так под боком тюменской крепости сформировалось первое поселение — Бухарская слобода.
В 1601 г. туда выселили несколько татарских семей, поселившихся было на руинах Чинги-Туры за речкой Тюменкой. В результате сформировалась татаро-бухарская слобода, давшая начало современной Зареке (Заречью).
В 1595 г. по указу царя Соликамский крестьянин Артемий Бабинов разыскал короткую и удобную дорогу через Камень на верховья Туры. К 1597 г. он с отрядом строителей проложил дорогу до Туры, а к 1600 г. дорогу сделали вдоль Туры до Тюмени.
Царским указом в 1601 г. в Тюмени была заведена государственная ямская служба на дорогах Тюмень-Верхотурье, Тюмень-Тобольск. Первых 50 ямщиков набрали на той стороне Урала. В Тюмени они жили в крепости, в ужасной тесноте. В 1604 г. группа активистов-ямщиков обратилась к царю Борису Годунову с челобитной о разрешении выехать за речку Тюменку и основать там Ямскую слободу. В 1605 г. разрешение было получено, и ямщики выселились за Тюменку, где образовалась Ямская слобода — второе поселение под Тюменью.
Церкви и монастыри
В отряде Сукина и Мясного были люди разных национальностей и вероисповеданий, но преобладали православные христиане, поэтому среди первых строений возвели первую сибирскую церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы (Рождественскую). Правда, летописи называют разные имена первой церкви: Всемилостивейшего Спаса и Живоначальной Троицы, однако церкви с такими называниями построили позже.
Рождественская церковь была крошечной, более похожей на часовню, деревянной, холодной (без зимнего отопления), имела мало икон и церковных книг. В 1600 г. воевода Щербатов по указу построил вторую, более обширную церковь — Никольскую (Николы Чудотворца).
В начале XVII в. в Тюмени образовались два монастыря: женский (хотя русских женщин тогда в Сибири было крайне мало, и казаки со стрельцами нередко брали в жены местных татарок из юрт) и мужской.
Женский монастырь основал присланный в 1601 г. священник Никон. Монастырь назывался Ильинским, поскольку находился при Ильинской церкви (позже он перебрался на новое место и назывался то Успенским, то Алексеевским).
В 1616 г. (по другим сведениям -в 1606 г.) рядом с Ямской слободой, на крутом берегу Туры недалеко от устья речки Бабарынки (Барынки), казанский монах построил мужской монастырь. Монахи сами возвели деревянные стены и кельи, но свою монастырскую церковь смогли построить только в 1622 г. на пожертвования горожан. Церковь назвали Преображенской, строили ее при игумне Сергии под руководством монаха Корнелия Хорина. По названию церкви монастырь назвали Спасо-Преображенским.
Тюмень в 1624 г.
В этом году письменной голова Никита Наумов Безобразов составил «Дозорную книгу Тюменского города», она частично сохранилась, из нее все историки и черпают сведения о тогдашней Тюмени. Об устройстве стен и башен мы уже рассказали. Внутри крепости находились Рождественская и Никольская церкви, съезжая изба, две избы караульных у проезжих башен, десять государственных житниц — амбаров для хранения зерна, девять дворов, где жили воеводы и прочие начальники, а также церковные лица.
На посаде стояли три церкви: Спасская (Всемилостивейшего Спаса), Михайловская (Архангела Михаила) и Ильинская (Ильи Пророка), гостиный двор с тремя избами: таможенная и две гостиных (где жили и торговали купцы-«гости»), 24 государственных лавки, 13 лавок и 9 мясных полок (ларьков), которые принадлежали тюменцам разных сословий. 177 дворов имели «служилые» люди (казаки и стрельцы), 66 — посадские, 14 — вдовы (их учитывали отдельно), 46 дворов пашенных крестьян, 5 дворов ницынских крестьян, государева баня, тюрьма и несколько кузниц.
Всего в самой Тюмени в 1624 г. было 318 дворов и 465 человек взрослого населения. Первые тюменцы жили просторно — изба на человека.
Такова была наша Тюмень в первые 40 лет жизни.
P.S. Территория тюменской крепости находилась на мысу в районе современного областного музея. Половина площадки давно смыта Турой. Первый посад простирался примерно до ул. Перекопской.