X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Комната одного «я»

«1408». США, 2007 г. По рассказу Стивена Кинга. Режиссер Микаэль Хафстрем. В главных ролях: Джон Кьюсак, Сэмюэл Л. Джексон. Только для взрослых.
Сюжет обладает сильной смысловой привязкой как к культурному наследию писателей XX века, так и к творчеству самого Кинга. Свое начало он берет в средневековье, в эпоху готического рассказа – произведения мистического толка, где частыми героями были привидения, мертвецы, восставшие из могил, вампиры и пр. Однако следует помнить, что данный жанр был сильно видоизменен, выродившись еще в рассказах несравненного Эдгара По в жанр так называемого «хоррора» (от англ. horror – ужас).
Основное место действия как фильма, так и рассказа – отель «Дельфин». Для любителей зарубежной литературы это далеко не новая координата. В романах японского писателя Харуки Мураками («Охота на овец», 1983, и «Дэнс, дэнс, дэнс», 1991) они уже встречались с этим загадочным местом. В трактовке Мураками отель – это подсознание самого героя романа, его истинное «я».
Несложно уловить взаимосвязь с рассказом Кинга: герой попадает в комнату, в которой видит события своей жизни, заново переосмысливая их. Становится ясно, что каждый из гостей рокового номера 1408, начиная с 1912 года, проходит через то же испытание – испытание собственной жизнью.
В фильме часто произносятся слова «круг ада», что отсылает нас, безусловно, к «Божественной комедии» Данте Алигьери. Ад для каждого гостя этой комнаты – собственная жизнь.
Герой фильма, писатель Майк Энслин (Джон Кьюсак), тяжело переживая смерть своей дочери, отходит от веры. Ему кажется, что вокруг него ничего нет и его самого нет. Потому, пытаясь спастись из проклятого номера через окно, он не находит соседнего окна (вспомним рассказ Кинга «Карниз», где герой так же пытается выжить в споре с богатым мафиози). Пытаясь подать знак о помощи в окно напротив, он замечает лишь свое собственное отражение – прием, также использованный Мураками в романе «Мой любимый sputnik».
Только осмыслив глубокую связь сюжета рассказа с другими произведениями литературы, можно понять финал фильма. Он несколько иной, нежели в рассказе. Там герой видит свет, танцующий, как сама жизнь (что отсылает нас к романам Мураками). Фильм же заканчивается записью разговора Майка с дочерью. Изумленный взгляд жены Майка и пронзительный – его самого оставляют твердую уверенность в том, что герой наконец-то обретает своего Бога, которого так долго искал.
***
фото: кадр из фильма. Джон Кьюсак в главной роли.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта