Единственный в России
Ирбит… С екатерининских времен это был знак европейского масштаба ярмарки. В советское время с этим провинциальным уральским городком связывали производство тяжелых мотоциклов. Мало кто уже знает, что несколько лет здесь жила легендарная кавалерист-девица Надежда Дурова. Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк всматривался в типы этого города, создавая «Приваловские миллионы». В этом году городу Ирбиту уже 370 лет, и, подходя к четвертой сотне, славится он уже иным. Это иное есть Вечное Великое Искусство.
Да, много в мире стариннейших коллекций в первоклассных музеях. Но отчего же все звонче слышится в Eвропе чистый, как серебряный луч, голос музея, которому и по сей день приходится преодолевать немыслимые трудности, чтобы заявить о… нет, не о себе! А о тех великих мастерах, чьи бессмертные творения дождались своего часа. Собранные воедино, они-то и составили то, что на сегодняшних раутах из уст в уста и оценивается как «Графика из Ирбита».
Ирбитский государственный музей изобразительных искусств создан в январе 1972 г. и был вначале скромным выставочным залом, занимал всего этаж пристройки в типовом здании. Тогда еще юный директор Валерий Андреевич Карпов задался целью воплотить в жизнь свою мечту: создать полноценный художественный музей. Мечта эта сбылась ценой невероятного преодоления, казалось бы, невозможных препятствий в непредвиденных ситуациях. Но капитана создают шторма… И теперь художественный мир с почтением принимает выставки, экспозицию которых предлагает россиянам заслуженный работник культуры, академик Академии искусства и художественных ремесел им. Демидовых, лауреат премии им. О.E. Клера, директор Ирбитского государственного музея изобразительных искусств Валерий Андреевич Карпов.
У каждого музея есть та степень уникальности, что притягивает тысячи и тысячи ценителей искусства. В ирбитском музее это коллекция западноевропейской, русской и советской графики, от инкунабул XV века до произведений сегодняшних дней.
Ретроспектива великого искусства развернулась перед тюменскими зрителями в виде роскошной выставки «От Дюрера до Джонсона», которая открылась 24 августа в Тюменском областном музее изобразительных искусств. 331 произведение (16 гравюр не смогло вместить достаточно скромное пространство залов) заставило замереть, восхититься и всматриваться тюменцев, многим из которых иногда казалось, что они ну уж очень искушенные зрители.
Само время великих мастеров пришло к нам в город. На тридцати (всего!) расклеенных по городу афишах (но, поверьте, Дюрер и Рембрандт сегодня нуждаются в более сильной рекламе), среди разбросанных беспутных объявлений и дежурных названий с вульгарными фото вдруг останавливает взгляд воспроизведенный фрагмент гравюры. Это лик Христа. Но не отвлеченно-абстрактный, а вочеловеченный до предела: страдающий. Это уникальная гравюра «Поругание Христа» резца мастера Франсуа Ланго (60-70-е гг. XVII в.). Исполнена она с живописного полотна великого фламандца Антониса Ван Дейка. Сама картина -«Коронование тернием» Ван Дейка, с 1768 г. хранившаяся в Берлинском музее императора Фридриха, — была уничтожена в 1945 г. во время англо-американской бомбардировки.
Гравюра с 9 досок имеет беспрецедентный размер — 216,5×151,5 см. Поступив в ирбитский музей в виде отдельных сильно поврежденных листов, она долгие годы считалась не подлежащей реставрации из-за сильной степени порчи изображения различными факторами. И лишь глубокая уверенность директора в правоте своих положений двигала решительностью и других коллег — и делу спасения шедевров открылся зеленый свет.
Зрители три века ждали встречи с этим шедевром. В этом году исполняется 360 лет со дня рождения замечательного французского гравера Франсуа Ланго. Он и донес в виде авторского варианта в гравюре ушедшее от нас произведение Ван Дейка. Благодаря двухлетнему труду реставраторов ВХНРЦ им. 14.Э. Грабаря (сотрудничеству Ирбитского государственного музея изобразительных искусств с Московским научным реставрационным центром вот уже более 20 лет, музей работает исключительно только с этим центром), впервые соединивших вместе все 9 спасенных листов, ценители искусства смогли увидеть все произведение.
Так гравюра Ланго была «введена в научный оборот». Она относится к.числу самых уникальных произведений (впрочем, у В.А. Карпова есть редчайший дар чувствовать уникальность закупаемого экспоната еще на стадии первой встречи с ним, когда века и события наслаивают на него загрязнения, плесени, утраты) ирбитского музея.
О том, какой сложный путь прошли экспонаты, прежде чем мы увидели их такими, какими они предстали ранее Кургану и Санкт-Петербургу, Москве и другим городам, говорит хотя бы один такой факт: из более чем 300 присутствующих произведений 200 прошли реставрацию.
Вот так становятся музеями: десятилетия упорного труда, самоотречения — и настоящая победа. В 1997 году, когда 500 музейных проектов были представлены к рассмотрению с целью поддержки фондом Сороса, осталась пятерка лучших. В нее-то и вошел проект «Графика из Ирбита». Теперь ирбитский музей, защитивший право на звание национального достояния России, имеет статус государственного учреждения, но и сейчас его экспозиционные возможности в стационаре сильно стеснены. На реставрацию, ремонт здания, выделенного под музей в Ирбите, а также эксплуатационные расходы и траты, связанные с выпуском рекламной литературы, требуется 15 миллионов… нет, не долларов, а рублей. Но их-то и нет в настоящий момент у администрации города. Славного города, богатого своими укрепившимися традициями старой русской интеллигенции. Города, который в годы войны служил эвакуационным прибежищем коллекций эрмитажного фарфора.
Сейчас в коллекции музея в Ирбите находится 8 тысяч экспонатов. Это единственный в России музей с постоянной экспозицией графики. Первая презентация музея состоялась в Москве. Это были 165 произведений, отреставрированных за 15 лет работы совместно с центром реставрации И.Э. Грабаря.
А в 1991 г. состоялась и первая заграничная поездка. 526 работ современных уральских художников — «Мастера уральской графики» — побывали в четырех городах Австрии. Самой крупной акцией музея за последние годы была огромная панорама в Манеже в Санкт-Петербурге — 1622 работы, пятая часть коллекции. Тогда за двадцать дней работы выставку посетили 15 тысяч человек, Манеж просто не ожидал такой посещаемости. Письма с благодарностями идут до сих пор.
Миниатюра, если она — шедевр, никогда не теряется на фоне большого полотна. «Вознесение Марии» Жака Калло, относящееся к первой трети XVII в., не превышает 5 см в высоту. Но имя Калло огромно. Своим искусством он определил манеру гравирования на XVII-XVIII века во Франции.
Ирбитский музей истории графики — так называют его искусствоведы — славится произведениями гениев изобразительного искусства, масштабы географии которого охватывают весь мир: Дюрера, Калло, Рембрандта, Ван Дейка, Пьеполо, Гойи, замечательных мастеров графики России: граверов Пикарта, Шхонебека, Зубова, Чемесова, Уткина, имеет офорты Шишкина, Ге, Серова. Да, такие произведения делают честь музею. Показать всю историю западноевропейской графики смог Ирбит ценителям Eвропы, Урала и вот теперь Сибири, особенно подробно отразив крупные школы Германии, Нидерландов, Италии, Франции. Тюменцы могут восхититься и произведениями графики Франции конца XIX — начала XX веков, и работами американских художников конца XX в. И современные мастера закономерно вписываются в контекст выставки: нынешние художники Урала, Москвы и Петербурга достойно несут эстафету великого искусства.
Большинство произведений выставки — это различные виды эстампа: литография, ксилография, офорт, резцовая гравюра и рисунки.
Да, музей, благодаря исключительному вкусу, профессионализму и проницательности его директора Валерия Андреевича Карпова, собирал и продолжает приобретать первоклассные редчайшие вещи. На некоторых произведениях можно прочесть на обороте надпись «гаге». А гравюры из королевских коллекций вообще имеют отличительный знак — корону, и количество таких произведений уникально мало, доски просто-напросто… уничтожались, чтобы множественностью репродукций не умалить исключительности королевской коллекции. И если бы мировая общественность раньше обратила внимание на репродукционную гравюру, то, возможно, спасены были бы еще многие и многие произведения.
Выставка будет работать до середины октября по адресу: ул. Орджоникидзе, 47.
***
фото: Фрагмент гравюры Франсуа Ланго «Поругание Христа»;Первые посетители;Валерий Карпов рассказывает об уникальной работе ирбитских реставраторов