Великое переселение «коробочников»
Узнав о том, что городские власти решили всерьез и надолго извести стихийную торговлю, немалая часть горожан, особенно преклонного возраста, всполошилась.
Чтобы развеять слухи и домыслы, интервью «Тюменскому курьеру» дает Анатолий Канов, начальник городского управления по защите прав потребителей, рынку товаров и услуг.
— Начнем с того, что существует санкционированная и несанкционированная торговля. В первом случае соблюдаются правила торговли, во втором — нет. Продают с рук или, как в нашем городе, с коробок и ящиков. Торгующие таким образом нигде не зарегистрированы, не имеют никаких разрешений. Вся их деятельность нацелена только на то, чтобы получить прибыль и не отвечать за последствия своей деятельности. Лишь бы реализовать товар, а там хоть трава не расти.
— Анатолий Николаевич, распоряжение от 17 августа о ликвидации уличной торговли касается не только так называемых «коробочников», но и тех, кто занимается мелкорозничной торговлей на вполне законных основаниях. Поясните.
— Под это распоряжение попали и торгующие го разрешениям на прилегающих к объектам торговли и общепита территориях, кроме тех, кто продает мороженое и прохладительные напитки. Почему? Eсли мы оставим эту категорию продавцов на улицах, нам будет очень сложно объясняться с теми, кто сбывает незаконно те же фрукты и овощи.
— На улицах должны остаться одни киоски? Никаких машин, ящиков?
— Нам бы хотелось, чтобы торговля осуществлялась только в стационарных помещениях. Сейчас разрабатывается целая программе по переводу открытой торговли в стационарные условия. Мы планомерно заставляем руководителей рынков строить и проектировать стационарные объекты. Пока же приходится мириться с рынками и дополнительно создавать мелкорозничную сеть.
Конечно, у того, кто торгует незаконно, цена несколько ниже. Коль он не платит налогов, не несет затрат по оборудованию торгового места, ему легче. Ладно, если человек торгует своей продукций с дач. А бабушки, которые на улицах продают детям сигареты поштучно? Это зло.
— Сколько на улицах «законных» торговцев, вынужденных, по распоряжению, дислоцироваться на ближайший рынок? И сколько «диких» продавцов?
— 170 разрешений выдано «фруктовикам», чуть более 20 -торгующим аудио- и видеокассетами, около 15 — продавцам газет и журналов. Также около 50 разрешений имеют те, кто торгует возле магазинов. А вот относительно тех, кто сбывает товар незаконно, ясной картины нет. Тем не менее, можно сказать, что таких примерно 500 человек. 400 из них торгуют продтоварами.
Разрешенной торговлей занимаются, как правило, молодые предприниматели, которые еще не наработали средств на развитие своего дела. В сфере несанкционированных продаж велика доля наших бабушек — их примерно две трети. Eсть недобросовестные граждане, которые тоже заняты в этом бизнесе. Обычно это приезжие нанимают тюменцев.
Мы стараемся распределить мелкорозничную торговлю равномерно по всему городу. Сосредотачиваем ее по новым жилым микрорайонам, где пока мало торговых точек. А стихийная торговля, напротив, концентрируется в основном на центральных улицах, близ автомагистралей и пешеходных переходов, на тротуарах. Некоторые ее очаги: улица Республики, 185, 188, железнодорожный вокзал, улица Пермякова напротив рынка «Солнечный», возле третьей поликлиники.
Со стихийными торговцами сложно работать — в основном это пенсионеры. Но мы все равно ориентируем их на рынки. На днях я встречался с такими продавцами возле третьей поликлиники, беседовал. Мы пошли навстречу — разрешили им неделю поторговать, потому что их никто не предупреждал о запрете. А они к началу учебного года прикупили детский товар. Торговцы согласились встать через неделю на рынки. Они принесут списки, на каких из них хотели бы торговать.
С владельцами рынков мы предварительно все согласовали. Практически все они предоставляют торговые места. У нас в городе 26 рынков, это примерно десять тысяч с хвостиком мест. Две тысячи мест свободны. Мы их можем на выбор предоставить людям. На сегодня зарезервированы места на рынках «Солнечный», «Привоз», «Эльдорадо». Небольшой резерв есть на Центральном рынке. Уже появились торговцы, перебравшиеся туда с улиц.
Пенсионеры, участники войны, чернобыльцы, инвалиды — словом, льготники — получат места на рынках без оплаты. Те, кто молоды, но сами производят товар, заплатят 50 процентов от стоимости мест. Те, кто просто перепродает товар и не пользуется льготами, заплатят сто процентов.
— Старушке, желающей продать пару кабачков или пучок редиски, придется регистрироваться как предпринимателю и платить налоги?
— На площади у Центрального рынка до ее реконструкции были для пенсионеров так называемые «зеленые ряды». Мы, в принципе, не обращали внимания на наличие у них свидетельства о предпринимательской деятельности. А продукцию их контролировала лаборатория. Такие ряды планируется открыть и на других рынках. От бабульки потребуется только заключение лаборатории рынка и справка из садоводческого товарищества о том, что она имеет дачный участок. А если живет в деревне — справка из органа местного самоуправления. И, конечно, пенсионное удостоверение. Более молодым продавцам надо будет зарегистрироваться как предпринимателям — требования для них более жесткие.
Рассчитываем, что до октября основные очаги стихийной торговли в городе будут ликвидированы.
***
фото: