X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

В Тюмень, в гости, в 1800-е годы

Наш город стал местом возрождения редкого жанра российского искусства. Практически забытого. Он расцветал в России во второй половине XVIII века. Eго приветствовал известный литератор Петр Свинь- ин, как «верное графически и живописное зеркало минувшего, настоящего и будущего». Речь идет об «архитектурных веду- тах».

Итак, не всем архитекторам хватает традиционных планшетов, моделей, макетов, красиво вычерченных проектов. Они довольно условны, хотя мэтры любят воткнуть рядом с моделью здания пару муляжных березок и у входа поместить несколько фигурок людей. Вообще. Хотя, надо сказать, на выставках такие проекты производят впечатление. А если в графике воссоздать прелестные уголки знаменитых городов, маслом на холсте вернуть первоначальные перспективы улиц, поглощенные безжалостным временем дворцы и особняки? Недостает деталей, нет в архивах старых чертежей, снимков? Вот тогда появляется архитектор-художник, заново порождающий красоту былого. От художника ему нужны воображение и фантазия. Архитектурное чутье не даст им слишком разгуляться, но позволит восстановить утраченные элементы.

Судьбе было угодно, чтобы такой мастер заинтересовался Тюменью. Москвич, главный архитектор проектов в знаменитом «Моспроекте» Виталий Александрович Воробьев. Чудная бородка делает его похожим на Чехова, на русских интеллигентов начала XX в., славно послуживших на благо отечества.

Воробьев закончил известное высшее художественное училище — «Строгановку». Ныне — художественно-промышленный университет.

В 1996 году его путь пересекся с нашим меценатом, влюбленным в старую Тюмень, ее культуру. С Александром Леонидовичем Вычугжаниным, банковским менеджером, кандидатом экономических наук, тогда он разрабатывал идею реконструкции дома Брюханова. В столице его вывели на Воробьева. Уже на первой стадии москвич поразил тюменцев энергией поиска и дотошностью в мелочах. Долгими посиделками в центральных архивах и местных хранилищах. И его душа породнилась с Тюменью.

Дело расширилось, возник большой проект «Тюмень. Сквозь глубину веков…». Захотелось воссоздать ее такой, какой она была в конце XIX в. На холсте и в графических листах, с максимальным приближением к исторической достоверности. Изучены сотни старых изданий, мемуаров, краеведческих очерков, открыток и фотографий, архитектурных планов.

И чудо — старый город словно живой. Сильное впечатление производит отчетная выставка по проекту, подготовленная Вычугжаниным (его руководителем) и Воробьевым. Недавно она открылась в областном музее изоискусств. Но до этого — год назад — идею проекта представили в виде набора видовых открыток и коллекционного календаря. Открытки — лишь форма, использованная Воробьевым для своих графических миниатюр. Ведь в них, как и на картинах, он совмещает впечатления от архивных материалов, старинных фотографий и даже от того, как сегодня, допустим, выглядит панорама Туры.

В целостном художественнографическом виде проект, воссоздавший удивительно притягательный образ Тюмени, сначала был представлен (как выставка) в Петербурге при содействии Государственного русского музея. А теперь, держитесь местные фомушки, я процитирую напечатанные слова замдиректора ГРМ, известного искусствоведа Натальи Кулешовой: «Первый русский город в Сибири, Тюмень и по сей день — один из красивейших русских городов, построенный на пересечении старинных торговых путей» (из альбома-каталога «Тюмень. Сквозь глубину веков…», Тюмень-СПб, издательство «Русь», 2001, стр. 3).

Все работы выполнены лично Воробьевым при участии Вычуг- жанина. И что интересно, давно ревниво спорят древняя Москва и классический Питер. Так расхвастаются друг перед другом, что на наши регионы и ничего не остается. А вот коренной москвич Воробьев, из старых интеллигентов, влюблен и в Питер, и в Тюмень. В альбоме, кстати, помещены живописные виды северной столицы. Прелесть…

Придумана композиция тюменской выставки. Живопись и графика дополнены небольшими стендами с историческими раритетами. От первого плана города, выполненного Семеном Ре- мезовым, до современных его фотографий директора фотостудии «Тюмень» Станислава Баева (помещены в альбоме). Видишь этапы городского развития, для изюминки помещен текст старинной жалобы почтового чиновника.

Пушкинский мотив — «минувшее меня объемлет живо» — чарует зрителя, получившего уникальную возможность путешествия по Садовой к Знаменской, Спасской и Никольской. Рассчитано точно — слева воспроизведенная в живописи панорама города, снятая в конце XIX в. Константином Высоцким с колокольни Знаменского собора, справа — вид, если бы горожанин той эпохи поднялся на воздушном шаре на высоту ферм челюскинского моста.

Eще сияют главки нетронутой левобережной Вознесенской церкви, вдали — Троицкий монастырь, на правом берегу Никольская-Крестовоздвиженская церковь и Благовещенский собор. Тепло, красота и свежесть явно июньского дня. Лебедем плывет по Туре первый наш пароход «Основа», пропуская его, жмется к причалу паром у начала Никольского взвоза.

Конечно, есть элементы вольной идеализации в работах Воробьева. Но кто загадил первоначальную красоту, кто и сегодня вывернул решетки в сквере у университета… да что говорить. Eсли это было бы возможно, привести бы на выставку все тюменское юношество. Дабы прониклось оно духом уважения и любви к родному городу.

Любопытная деталь — в альбоме есть фасадный план нашего старого вокзала. На его красу и сегодня можно полюбоваться на станции Камышлов (проект был один). Так вот, над зданием развевался российский флаг. Бело-сине-красный. Помните, сколько копий сломали иные знатоки, доказывая, что такого не было. Оказывается, был, вот он — на репродукции официального документа.

Спрашиваю на вернисаже старейшего тюменского художника Геннадия Ханжина, помнящего Тюмень 1930-х гг.: «Ну как?» — «Здорово, прямо обновился весь, просветлел. В детстве все это сто раз видел, а сейчас — словно впервые. А какие пейзажи окрестностей, вроде знакомые места, давно написанные. И точки те же. Только Воробьев — вот кудесник! — увидел их в новом свете». И то верно, говорят же, что со стороны виднее. Смотря с какой. Eсли с доброй и мастерской, то все тюменцы получили редкий подарок. Высветленный и прихоро- шенный город из XIX в. в назидание потомкам.

НА СНИМКАХ: «Улица Садовая. XIX в.». 2000 г.; Виталий Воробьев; «Вид на Никольский взвоз». 1998-99 гг.

ФОТО ДМИТРИЯ ТУРБИНА

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта