Вся жизнь у реки
Улица Береговая расположена в самом сердце города и фактически окраиной не является. Однако, едва ступив на ее отсыпанную щебнем дорожную ленту, понимаешь – окраина самая настоящая. Место, полное легенд и преданий, улица, где вместо четного ряда домов – река, где старожилы помнят, как горели мосты…
***
Детство на Береговой
Наталья Юрьевна, которая согласилась стать нашим гидом, провела на Береговой свое детство и юность.
«Если я вижу сон о своем детстве, мне всегда снится Береговая, – улыбаясь, говорит она. – Люди, которые выросли у реки, в частном доме, отличаются от тех, что жили в благоустроенной квартире спального района. Мы больше привязаны к временам года, видели, как появляются первые листочки, комары… И, конечно, вся наша жизнь была связана с рекой. В водах Туры я научилась плавать, зимой каталась по реке на лыжах. Причем Тура – река сложная, быстротечная. Я изучила ее: где можно плавать, а где нет, где можно зимой пройти на лыжах, а где – полыньи, и соваться туда не стоит… Как и другие дети с Береговой, больше всего любила смотреть на весенний ледоход. Очень красивое зрелище. Мы собирали на берегу кристаллы льда, которые казались нам драгоценными камнями, сравнивали, у кого больше и красивее».
***
Вчера и сегодня
Свое начало почти шестикилометровая извилистая Береговая берет у химико-фармацевтического завода, который появился в Тюмени в годы Великой Отечественной войны.
Первые 300 метров улицы – непроходимая для автомобиля зона. Узкая дорога, почти на метр выше фундаментов домов. Лопухи и полынь у заборов; детишки, которые лепят из песка традиционные куличики; лохматые собаки и козы, щиплющие траву на обочине. На крышах сараев – полусгнившие лодки. Цветущий картофель и высокий укроп в огородах. Слышно, как за густыми деревьями плещется река – неизменный атрибут Береговой.
«Я прожила здесь всю жизнь, больше 60 лет, – щурясь на солнце, рассказывает хозяйка коз Вера Булатова. – У меня семеро детей, двенадцать внуков, три правнука… Двое сыновей не стали переезжать в благоустроенные квартиры, остались здесь. Здесь все родное: дом, хозяйство… Все соседи друг друга знают, почти как родственники».
Главный и весьма беспокойный сосед – река – доставляет множество хлопот. Весной высокой водой топит огороды и подвалы, и сырость подтачивает основания домов, делая их кривобокими. Но, удивительное дело, на реку местные жители не обижаются.
«Так было всегда, – пожимает плечами Вера Алексеевна. – Река и кормила, и бранила – так здесь говорят. Лет 20-30 назад каждый житель Береговой имел лодку и сети. Сейчас, конечно, старожилы понемногу умирают, лодки без ухода гниют… Проблемы у нас какие? Да как везде! Освещения уличного нет. Улицу местами заасфальтировали, местами щебнем отсыпали, а местами так и остались грязь и бездорожье, как возле моего двора. Водопровода нет, газ не подведен. Так и живем, на колонку за водой ходим».
***
Территория промышленников
Первые два километра Береговой – зона промышленная.
Практически напротив химико-фармацевтического завода старое обшарпанное здание – пивной завод, построенный еще до Октябрьской революции. Чуть дальше – овчинно-меховая фабрика, которая досталась тюменцам «в наследство» от купцов. Еще дальше – фанерный комбинат.
«Моя бабушка рассказывала, что раньше по Туре сплавляли лес для фанерного комбината, – вспоминает Наталья Юрьевна. – Прямо на берегу стояли бараки, где жили женщины-заключенные, которые вылавливали сырье из воды, укладывали его… А я помню, как однажды на воду рядом с нашим домом приземлился самолет-«кукурузник». Что-то у него сломалось во время полета, и пилот совершил аварийную посадку рядом с лодочной станцией, которой сейчас уже нет. Мы, ребятишки, бегали смотреть, как «припаркованный» самолет качался на волнах…»
За окном автомобиля мелькают домики: 55-й, 57-й, 59-й… Все нечетные. Среди них встречаются поистине удивительные сооружения – деревянные двухэтажки с покатыми крышами и большими верандами. Домики-теремки. Некоторым из них больше ста лет. Внимание привлекают и ворота: высокие, деревянные, резные.
«В пору моего детства – 60-е годы на такие ворота была мода, – говорит Наталья Юрьевна. – Каждый хозяин старался перещеголять другого и построить ворота всем на зависть. Еще одним из главных атрибутов Береговой были лавочки, на которых, конечно, сидели бабушки. Самым страшным детским грехом считалось пройти мимо лавочки и не поздороваться с каждой бабушкой в отдельности». Окончание следует.
***
фото: Сады Береговой; Когда-то здесь был пивзавод; Местная жительница Лена; Старый дом; Еще не фанера; Татьяна, Вера и козы Зорька и Сонька