Как стать профессиональным покупателем
Готова поспорить, что хоть раз в жизни вам доводилось покупать некачественные продукты питания или бытовую технику, которая ломалась на второй неделе службы. В управлении по потребительскому рынку перед кабинетом начальника отдела по защите прав потребителей Надежды Дубасовой нередко выстраивается очередь. В основном тюменцы жалуются на качество бытовой техники.
«К нам в управление обращается более трех тысяч человек в год, – рассказывает Надежда Павловна. – И, как правило, они приходят с проблемами, связанными с дорогостоящей сложнобытовой техникой: телевизорами, стиральными машинами, а чаще всего мобильными телефонами».
Почти всем посетителям Дубасова дает один и тот же совет: будьте внимательны, знайте свои права.
«Конечно, правовая грамотность растет, особенно у молодых людей. Многие даже приносят с собой брошюру с законом о защите прав потребителей. Правда, какие-то пункты закона приходится пояснять, ведь не все имеют юридическое образование».
Итак, самые-самые азы потребительской грамоты.
Во-первых, придя в магазин, вы должны узнать о нем как можно больше: его фирменное наименование и адрес, чтобы в случае возникновения проблемы знать, куда направить свою письменную претензию.
«Сложнее дело обстоит с небольшими магазинчиками, что арендуют павильоны на рынках и в торговых центрах, – говорит Надежда Павловна. – Они часто переезжают. Можно через неделю вернуться с бракованным товаром на то место, где вы его купили, и не найти магазина. Поэтому, приобретая какую-либо вещь, обязательно возьмите кассовый чек и сохраните его, а еще попросите продавца дать вам адрес, по которому можно направить претензии, если они возникнут. Если продавец откажет в этом, говорите «до свидания», магазинов много, вы найдете интересующую вас вещь в другом месте… Впрочем, даже кассового чека хватит, потому что на нем обязательно есть ИНН, при помощи которого через налоговую службу можно найти адрес владельца магазина».
Во-вторых, необходимо как можно больше узнать о самом товаре, никогда не покупать его в спешке.
«К примеру, вы пошли в магазин, чтобы приобрести стиральную машину с эффектом сушки, – рассуждает моя собеседница. – Продавец заверил вас, что такой эффект есть. Подключить машину в магазине и проверить, как она работает, невозможно. А чуть позже выясняется, что белье она не сушит, нет такой функции. Ошибка покупателя состоит в том, что он не попросил продавца показать паспорт машины, где написано, что она подсушивает белье… Поймите, покупая дорогую вещь, вы должны по-хорошему замучить продавца вопросами о ней, чтобы потом не мучиться самим».
На самом деле просто: получить информацию о магазине, о товаре, взять и сохранить товарный чек. Хотя если он потерян, а приобретенная вещь сломалась, не прослужив положенного срока, отчаиваться не стоит. Отсутствие чека не отнимает у потребителя права требовать справедливости. Правда в этом случае дело без суда не обойдется. Чтобы доказать, что бракованная вещь была куплена именно в том магазине, которому потребитель предъявляет претензии, нужен свидетель акта купли-продажи.
Ну, а если вы были внимательны, знали о своих правах, задали продавцу уйму вопросов, а покупка все же вышла из строя? В первую очередь, убедитесь, что вы правильно ее использовали.
«Например, были случаи, когда люди пытались разогреть еду в микроволновой печи, а она портила посуду и ломалась сама, – вспоминает Надежда Павловна. – Они просто поставили в печь непригодную для этого посуду… Или возьмем обувь. Лакированная обувь не выдерживает слишком низкой температуры. Если вы хорошо расспросили о ней продавца, то должны знать об этом и не удивляться, что на морозе ваши сапожки растрескались и пришли в негодность.
Если же вы уверены в том, что причина поломки – не вы, начинайте действовать. Напишите претензию на адрес магазина, где будет указано, когда и за какую сумму вы приобрели некачественный товар, описание недостатков и требование либо заменить товар, либо вернуть деньги. Отправьте претензию заказным письмом, сохранив квитанцию. Если через 10 дней не придет ответ, обращайтесь в суд.
А если, например, купленный вами DVD-плеер не выполняет какую-то функцию (заявленную в паспорте), которой вы и так пользоваться не собирались, можете оставить вещь себе, но потребовать, чтобы магазин снизил на нее цену и вернул часть денег. И запомните, покупатель сам вправе выбирать, чего он хочет: возвращения денег или обмена товара. Не продавец диктует эти условия!»
… Мы все выступаем в роли потребителей, и бывает, что несколько раз каждый день. Пора научиться быть профессиональными покупателями.
***
фото: Надежда Дубасова.