Большой вальс
Подростки танцевали фляк. Редкой красоты танец, если кто умеет…
Бр. Стругацкие «Хищные вещи века»
Замечено, что танцевальное мастерство в народе падает.
С одной стороны, конечно, профессиональные коллективы достигают все больших и больших успехов. Но кто посмеет утверждать, что исполнение даже самых распронаинароднейших ансамблей может повторить каждый желающий? Точно так же и то, что мы можем видеть на дискотеках и в других местах, невозможно соотнести с когда-то и кем-то придуманным. Вот и получается, что народ – сам по себе, а танец, настоящий, красивый, – сам по себе.
«Запад есть запад и восток есть восток и с мест они не сойдут». Но, конечно, можно попытаться. Хотя бы раз в год, скажем – первого сентября.
Прежде – несколько наблюдений человека, когда-то очень любившего танцевать, но слабо умевшего это делать.
Замечено, что сегодня едва ли не каждый танцует точно так, как танцевали в его родной школе или в сельском клубе, или на танцплощадке в рабочем поселке. Там все учатся друг у друга, постепенно стирая отточенные движения, так морская волна обкатывает даже самые твердые породы. Даже некогда церемонный и напыщенный вальс, который поначалу шокировал публику своей смелостью и открытостью, сегодня превратился – стерся! – в разновидность утренней гимнастики: и – раз, два, три… Раз, два, три…
Впрочем, есть в моей зрительной памяти несколько утешительных эпизодов. Один случился ровно десять лет назад, когда Москва праздновала свое 850-летие. Вдоль Арбата выстроились танцевальные коллективы со всей России. Лужков, стоя в кузове армейского грузовика, принимал этот парад красоты и грации. Увидев девушек из Северной Осетии в длинных белых платьях, мэр Москвы вытянул обе руки сначала вправо, потом влево и начал пританцовывать прямо на ходу: «Асса!» Это было великолепно!
Эпизод номер два. Юбилей бывшего областного прокурора Эрнеста Валеева. После пышных и почтительных тостов сделали перерыв, и оркестр врезал сногсшибательный рок-н-ролл. Прокурор со своей женой вышел в центр зала и показал класс! Позднее Эрнест Абдуллович признался, что в студенческие годы наряду с изучением юриспруденции посещал школу танцев.
Первого сентября на площади у тюменской мэрии состоялся мастер-класс для нескольких сотен юных тюменцев. Жаль, что высокие гости, поздравлявшие танцоров, сами не кружились в вальсе вместе с ними. А что? Я думаю, что, по крайней мере, вице-губернатор Сергей Сарычев неплохо смотрелся бы в танце с лучшей из учениц. Нормально – ведь в стародавние времена балы в Зимнем дворце открывал государь император. А популярный в начале XIX века танец «польский» так и сопровождался словами: «Александр, Елизавета восхищаете вы нас…»
Может быть, я преувеличиваю, но сверху, с крыльца мэрии, глядя на движения кадетов из 91-й школы и их партнерш, и младшеклассников в другом углу площади, и девушек, танцевавших «шерочка с машерочкой», вдруг ощутилось редкое для нашего времени единение многих людей. И все это сделал старый как мир танец. Большой тюменский вальс.
А начальник городского управления образования Вера Соловьева сказала: «Наверное, в этом году в наших школах станут популярными уроки бальных танцев».