Юрьев день уже назначен
Это 1 июля 2009 года. К этому времени намечено сократить существующую разницу в тарифах для изданий «центрального/областного и районного/городского уровней» до нуля процентов, предоставляя скидку при некоторых условиях… Документ, вышедший из недр Почты России, мотивирует перемены несколькими аргументами. Тем, например, что «отрицательная рентабельность тарифов в 2007 году составляет 22 процента, а предоставляемые льготы для городских и районных изданий снижают уровень рентабельности до минус 50 процентов». То есть, почта работает в полный убыток и дальше так продолжаться не может.
В разосланном документе так же утверждается, что «затраты почты на предоставление услуги по подписке одинаковы для всех категорий изданий».
Насчет «убытков почтового ведомства» судить не могу, поскольку никогда не видал в открытой печати соответствующих отчетов. А в том, что «знатная леди и Джуди О‘Греди во всем остальном равны», сильно сомневаюсь.
Сомневаюсь, что одинаковы затраты почты на доставку к подписчику газеты «Известия», издающейся на Пушкинской площади в Москве и печатающейся в городе Екатеринбурге, и нашего «Курьера», ареал распространения которого очерчен границами Тюмени, а путь к читателю может нарисовать даже первоклассник – из типографии на улице Первомайской, 11 до Прижелезнодорожного почтамта, оттуда в почтовые отделения и далее по адресам.
Почтовый проект (или уже закон?) содержит еще одну, совершенно непонятную мне фразу. Вот она: «Затраты почты на предоставление услуги по подписке одинаковы для всех категорий изданий и обусловлены комплексом работ, обеспечивающим только доставку периодических печатных изданий от газетного узла (почтамта? отделения связи? – Авт.) до потребителя, а работы, проводимые почтой до газетного узла, в подписной тариф не включаются».
Не понял. Если эти работы, как сказано в тексте, существуют, а они явно существуют и это – работы, то кто их оплачивает? Может быть, именно эти «как бы бесплатные» работы ложатся тяжким грузом на рентабельность почтового ведомства? Ведь именно этот вектор в первую очередь сильно отличает стоимость доставки столичных (центральных, то есть издающихся в центре) изданий от местных.
Между тем, погребальный тон первой, мотивировочной части документа противоречит его же мажорному финалу. Где очень оптимистично доказывается, что, начиная со второго полугодия 2006г., подписные тиражи начали расти – сначала на 0,4 процента, в первом полугодии 2007-го на 4,1% (по сравнению с тем же периодом прошлого года). Во втором полугодии темп сохранился (те же 4,1) зато объемы подписных сумм выросли на 7 процентов. А что стало с «убытками»?
Что там будет в дальнейшем на фоне выравнивания – предсказать нетрудно. Например, полугодовая подписка на газету «Известия» с ее тиражом в России 103200 экземпляров стоит гражданину 1684 рубля. Ну, разницу в классе между столичной газетой и местной объяснять не надо. Если тарифы сблизятся, или, как пишет цитируемая мною бумага, «станут менее дискриминационными» (в отношении центра, да?), понятно, что станет выписывать провинциал. Первым попадут под почтовый секатор районные газеты, чудом выжившие в период реформ (кстати, выжили, насколько мне известно, не все). Ни рекламы, ни читателя, способного оплатить новый, «недискриминационный» тариф. Остальным тоже придется не сладко.
Вот только в чем смысл нововведений? Укоротить региональную прессу, которая в последнее десятилетие безраздельно хозяйничает в наших почтовых ящиках, и вернуть газетам Садового кольца место в наших умах и душах? Не знаю…
Цитируемый документ начинается словами: «Все реформаторские шаги в услуге «подписка» согласовываются и контролируются на уровне правительства Российской Федерации». Спасибо.