Ершов, которого мы не знаем
Потомки Пушкина известны наперечет, отпрыски графа Толстого – вплоть до незаконнорожденных. В бывших родовых имениях собираются ныне здравствующие носители фамилий или просто генов великих русских писателей и поэтов. Печальное исключение – великий русский сказочник Петр Павлович Ершов. Исследователям его творчества было известно лишь одно имя – Надежда Владимировна Ершова, внучка поэта. Все прочие потомки растворились во времени и пространстве.
Судьба Ершова – и литературная, и человеческая – весьма драматична. Начнем с того, что на протяжении 32-х лет своей семейной жизни Петр Павлович похоронил двух жен и десять детей. До совершеннолетия дожили лишь шестеро: Людмила и Юлия от второго брака, Владимир, Александр, Николай и Надежда – от третьего.
Что касается литературного наследия, то долгую и счастливую жизнь прожила лишь одна сказка, сделавшая своего автора знаменитым, – «Конек-горбунок». А Ершов писал и стихи, и рассказы, и пьесы, и даже либретто для оперы, в большинстве своем все это было опубликовано в петербургских журналах. Но большой известности и признания это не получило. Богатый архив Ершова, а надо предполагать, что он был богатым, бесследно исчез. Рукописи, записные книжки, черновики неопубликованных произведений…
«У нас когда-то было много его черновиков, – писала в 1935 году внучка поэта Надежда Ершова. – Все они переданы отцом (Владимиром Ершовым. – Ред.) некоему доктору Аристову, жившему в Ленинграде, но где он теперь – не знаю. Замышлялось издание всех его сочинений… Собирал сочинения дедушки и какой-то сибирский писатель – не то Лопахин, не то Лопатин, я теперь не помню точно. Но и его намерения не были доведены до конца. Кажется, ему доктор Аристов передал все рукописи и документы, касающиеся П.П. (Петра Павловича. – Ред.)… Дедушка всегда носился с мыслью – написать такую книжку, которая бы представляла собой целый сборник наиболее замечательных русских сказок. Были у отца его четыре записных книжечки (тоже у Аристова), которые я любила в детстве читать… Жаль, если не найдутся тетрадочки с его неизданными (отчасти и по цензурным соображениям) эпиграммами и стихами».
Если учесть, что писалось это семьдесят лет назад, то следует признать, что, скорее всего, архивы Ершова утрачены.
Но! Напомним, что у поэта было шестеро детей. Возможно, какие-то вещи, принадлежавшие ему, до сих пор хранятся в семьях его праправнуков. Чтобы подтвердить или опровергнуть это предположение, нужно их отыскать. Легко сказать…
***
Дочери
О дочерях Ершова сведений практически не осталось. Юлия Петровна вышла замуж за жителя Тобольска Александра Смолева. В ее семье жила после смерти Ершова его вдова. Возможно, их потомки и сегодня ходят по улицам древней столицы Сибири.
Младшая дочь Ершова – Надежда – училась в Санкт-Петербурге, в Смольном институте, куда отдала ее мать, кстати, против воли отца, предпочитавшего домашнее образование для дочерей. О ее дальнейшей судьбе, как и о судьбе Людмилы, второй дочери, ничего неизвестно. Скорее всего, потомки Ершова по женской линии, утратив фамилию, даже не подозревают о том, к какой семье они принадлежат, какую роль в русской истории и литературе сыграл их прапрадед.
***
Сыновья
Они окончили санкт-петербургский университет. Получить образование братьям Ершовым помог… «Конек-горбунок». Николай Никитич Лещев (сын первой жены Ершова) взял на себя все хлопоты по изданию «Конька-горбунка», деньги же за продажу книг пошли на образование Ершовыхмладших.
Великое дело – гены. Сыновья поэта, служившего в Тобольске директором уездных училищ, посвятили свою жизнь сфере образования. Николай был талантливым математиком, жил и работал в Санкт-Петербурге, умер там же и похоронен на Больше-Охтинском кладбище. А Владимир и Александр волею судеб оказались на Дальнем Востоке.
Владимир Петрович окончил физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета и сначала вернулся в Тобольск. Затем служил в Семипалатинске и в Кургане. А в 1885 году с женой и четырехлетней дочерью Надеждой переезжает в Благовещенск.
20 лет Владимир Петрович преподавал математику в Благовещенской мужской гимназии.
Александр пошел по стопам старшего брата. В конце ХIХ века идеи просвещения народных масс были сильны у интеллигенции. На Дальнем Востоке, в этом, казалось бы, медвежьем углу существовала хорошо развитая школьная сеть. Губернатор края граф МуравьевАмурский едва ли не силой заставлял казаков-первопроходцев учиться грамоте. Только вблизи сел Игнашина и Сбигнева было открыто восемь казацких школ. В одну из них и отправился преподавать точные дисциплины Александр Петрович Ершов. Он умер в 1911 году. Старший брат пережил его на шесть лет и скончался в 1917 году в Анапе.
И это все, что мы знаем о детях Петра Павловича Ершова.
***
Внуки
Сведений о потомках Николая Петровича и Надежды Петровны нет. Неудивительно – на долю Санкт-Петербурга в XX веке выпала нелегкая участь. Революция, чистки 30-х годов, блокада – тасовали людские судьбы, как карты в колоде.
У Владимира Петровича остались две дочери, продолжившие учительскую династию Ершовых, – Надежда и Ольга. Надежда Владимировна, как уже упоминалось, самая известная внучка своего деда. Женщина уникальной судьбы, она была Учителем с большой буквы. О ней до сих пор хранят память выпускники благовещенской школы N 4, бывшей женской гимназии, в которой 40 лет преподавала Надежда Владимировна.
Она родилась в 1881 году в Семипалатинске. Спустя 18 лет блестяще окончила благовещенскую гимназию. Свободно владела несколькими языками, поэтому на семейном совете было принято решение: Наденька едет в Париж, в Сорбонну, лучший университет Европы.
Европа Надежды Ершовой – это не только Сорбонна. Но и Англия, Германия, Шотландия. В Шотландию романтично настроенная студентка отправилась, чтобы отыскать древний замок, в котором жили Лермонты – предки Михаила Лермонтова. А потом в Грецию, за свободу которой погиб любимый поэт Байрон… Перед ней был открыт весь мир!
Но Надежда Ершова возвращается в Благовещенск, несмотря на то, что отец, которому противопоказан холодный климат, к этому времени перебирается в Ялту. Вслед за ним уезжает Ольга: вернувшись в 1910 году из Парижа, она окончила физико-математический факультет Высших женских курсов в Киеве и долгие годы преподавала математику в сельской школе. Забегая вперед, скажу, что на пенсию Ольга Владимировна вышла только в 1957 году. Остались ли у нее дети и внуки – еще предстоит выяснить.
Итак, Надежда Владимировна осталась в Благовещенске одна. Мужа и детей у нее не было. Всю жизнь она посвятила школе и ученикам.
***
фото: бывшая благовещенская гимназия; Надежда Владимировна Ершова.