… время клевера
Громадный лист клевера из металла и железобетона растет не сам по себе. И не агрономы-аграрии его выращивают в каменных джунглях. А вот такие мужчины, каких видите снимке. Это бригада монтажников – Евгений Грищенко, Сергей Гордин, Эдуард Кулебякин, Валерий Лимарь и Александр Левин. И другие мостовики, которых на снимке нет. Рядом с делом рук своих, путепроводом через Транссиб, они кажутся крохотными, словно муравьи. Но именно они делают нарисованное на листах бумаги реальностью.
Кто-то из монтажников-мостовиков сказал однажды, в шутку, конечно: «Мосты строят затем, чтобы мы могли смотреть оттуда на весь мир сверху вниз». Но дело в том, что любоваться с высоты делом рук своих монтажникам, как правило, не приходится. Потому что их уже ждут другие стройки. Потому что человечество очень нуждается в крепких и надежных мостах.
По мере того, как на щите у голубых вагончиков, в которых живут строители, выгорает бумажный лист с изящно вычерченным на нем листком клевера – схемой будущего путепровода «Стрела» – сама металлобетонная конструкция становится все более зримой. Вот уже убран частокол временных подпорок, и, даже пролетая мимо на приличной скорости, ты видишь, как вторгается в скопление дряхлых домишек улицы Запольной и ее перекрестков с Луганской и Московской правый въезд на путепровод. Вот обрушен еще один пустой дом, подпаленный давним пожаром. Рядом смотрит пустыми глазницами окон его собрат. И у следующего разорены дворовые постройки, сняты кем-то запасливым створки ворот и аккуратно положены на траву. Может быть, для себя, а может, просто на дрова. На месте недавнего жилья отчетливо пахнет нежитью.
Улица Запольная, бывшая Когда-то окраиной, потому что именно в этих местах пролегал «московский» въезд и вход в город Тюмень, опять испытывает преобразование. А главная ось путепровода, его взлет над Транссибирской магистралью, уже сформирована. Вот так, как мы видим сегодня, будут пролетать над поездами и вагонами автомобили, троллейбусы и автобусы. На южном плече, в районе улицы Революции, и на северном плече, в районе улицы Мориса Тореза, путепровод уже фактически выходит на те отметки, где ему не потребуются металлические и железобетонные подпорки. Достаточно будет и обычной насыпи. Но пока строители все сильнее теснят бесконечный поток транспорта, который почти круглые сутки, испытывая терпение водителей и пассажиров, колесит по закоулкам Рабочей и Крестьянской улиц, пробиваясь на грани «фола» на привычные дальние тракты – Червишевский и Московский.
Все ближе день, когда строители получат свою долю аплодисментов, благодарностей и иных знаков внимания и уедут в другие города, к другим стройкам. А «листок клевера» из стали и бетона, точнее, конечно, путепровод, останется. Служить нам и испытывать наше терпение. Потому что нас много, а такой мост, уж извините, один.
***
***
фото: