Мечты-мечты, где ваша сладость…
Хорошо иметь плохую память.
Помните, 20 апреля этого года открылась Галерея современного искусства? Так она уже закрылась.
Тихо закрылась, без оповещения через средства массовой информации. А вернисаж был громкий. Репортеры радовали: «Галерея станет родным домом для тюменских художников, здесь будут проходить встречи всех творческих союзов Тюмени!»
Наше дело кукарекать, заря зависит не от нас.
Позади длинная череда преждевременно объявленных рассветов. Сколько раз мы приветствовали рождение тюменской оперы! Сколько еще будем приветствовать!
Когда-нибудь, сочиняя легенду о неудачливых культуртрегерах, напишем: они зажигали солнце. Или короче: они зажигали. Это будет… не совсем правда. Зато эффектная.
Сергей Молодкин строил галерею почти четыре года. Вкладывал деньги, рисковал репутацией. Возможно, он действовал не так, говорил не то, сам во всем виноват. Возможно, идея была бредовая. И дело – заведомо провальное. И это видели все умники. Однако суть не в том, что человек пытался, а у него не получилось. Другого такого энтузиаста – не нашлось! Никто не пожелал встать на место Молодкина, не осмелился затеять что-то подобное, пусть скромнее в масштабе, практичнее в расчетах.
Интересный был проект у Елены Мингалевой и Инги Лударевой: семь вечеров джаза в Тюмени. За этим фестивалем могли последовать другие: фестиваль фольклора, классики, рока. Если б кто-то их финансировал. Нет желающих? То-то и оно.
Андрей Шешуков мечтал подарить тюменцам нечто вроде Народного дома. Такое, знаете, место, где народ собирается для бесед о прекрасном за чашкой чая, поет романсы, танцует вальсы. Шешуков взялся реставрировать деревянный особняк на улице Кирова. Реставрация съела денег больше, чем было запланировано, воплощение идеи пришлось отложить, особняк сдан в аренду. Какая все-таки навязчивая рифма у «романсов»!
Ирина Шапошникова и Валерий Турков издали за свой счет толстенную книгу «Тюмень: летопись четырех столетий». Разумные люди так не поступают, они ищут бюджетные средства, вместо того, чтобы тратить свой капитал и брать кредиты. Публика все равно не скажет «спасибо», найдет изъяны и домыслит дурное, так зачем гробить бизнес? Слишком дорого обойдется слава, если будет слава. О прибыли говорить смешно.
На вопрос «Зачем?» все эти странные люди отвечали одинаково: хочется сделать для города что-то доброе.
Опять не рассвело. И опять. И опять. Но если странные люди исчезнут, светлое время не наступит никогда.
Любовь Лешукова провела фестивали «Мимолет» и «Театральная революция», три фестиваля «Сны улиц». Ее преследовали финансовые кошмары. Ничего, выстояла.
Виктор Загоруйко хотел, чтобы в городе появился ТЮЗ, и создал его. Театр «Ангажемент» живет тринадцатый год. Трудно прогнозировать будущее, имея в виду разные печальные примеры, но есть основания для сегодняшней радости: «Ангажемент» окреп, развивается. Загоруйко этого не видит. Не всем суждено выстоять.
Энтузиастов, безумцев, донкихотов гораздо больше, чем здесь перечислено. Многие, по счастью, живы и продолжают будоражить инертную среду. Им дают обидные прозвища. Над ними смеются. Их обвиняют. Им приписывают корыстные мотивы. Их забывают. Вот что, пожалуй, самое обидное. Забывают. Главным культурным событием прошлой недели стало открытие выставки грузинских художников в музее изобразительных искусств. Журналисты, иссушенные «мертвым сезоном», ликовали: есть что снимать, о чем писать. И картины яркие, и гости живописные, и речи колоритные.
На вернисаже собрались представители грузинской диаспоры. Звучала музыка, танцевал ансамбль «Солнце Грузии». Заместитель председателя областного комитета по делам национальностей уважил гостей словами о дружбе и мире, перечислил знаменитых представителей грузинского искусства. (Правда, на художниках он сбился, назвал только двоих, но это получилось даже забавно: столпы грузинской живописи – Николас Пиросманишвили и Зураб Церетели).
В общем, даже если бы повод к событию оказался ничтожным, прессе хватило материала для радужных репортажей. Но преувеличивать не пришлось: работы Автандила Надараи и Георгия Абрамидзе сделают честь любой галерее.
Удивительно, что эти работы до сих пор не куплены. Они уже несколько лет находятся в Тюмени. Давид Хевсуриани вывез их из Тбилиси для своей галереи «Монмартр». Потратился и понервничал немало, надо думать. Но кто поедет смотреть картины в галерею на окраине, в микрорайоны? Это, конечно, ближе, чем Тбилиси. Да ведь лень.
Директор музея Людмила Овсянкина пообещала, что вслед за выставкой Надараи и Абрамидзе состоятся другие, тоже из коллекции «Монмартра». Это воодушевляет.
Так и тянет прокукарекать, забыв о грустных фактах из жизни галерей и музеев.
***
фото: сладкие грезы культуры: выставка «Монмартр» (1); «Сны улиц» в День города (2); премьера оперы «Кошкин дом» (3).