Чиновникам нельзя говорить: «я не знаю», «у нас обед»
Чиновникам города Мегион (Ханты-Мансийский автономный округ) официального запретили пользоваться их любимыми выражениями: «денег нет», «у нас обед», «это не мой вопрос». Список запретных оправданий безделья составил мэр города Александр Кузьмин. Начиная с сентября сотрудники администрации Мегиона окажутся в ситуации героев Джоан Роулинг, которые из страха именуют злого волшебника Волан-де-Морта не иначе как «Тот, кого нельзя называть».
Салтыков-Щедрин и Гоголь были бы рады: в запретный список попали практически все выражения, так горячо любимые героями их произведений и используемые чиновниками по сей день. «Это невозможно», «в первый раз слышу», «это не мой вопрос» – кто не слышал таких выражений от сотрудников мэрии любого города России. Полный свод запретных выражений Кузьмин повесил перед входом в свой кабинет.
Причина, толкнувшая мэра на этот шаг, банальна: его подчиненные просто отказываются исполнять свои обязанности, разводя руками и убеждая руководство, что проблему решить «никак невозможно».
Корреспонденты «Известий» лично убедились, что приказ мэра города в Ханты-Мансийском АО – вещь первой необходимости. Дежурный в приемной администрации округа, которого мы попросили продиктовать телефон главы Мегиона или его пресс-секретаря, хорошо поставленным голосом отчеканил: «У меня нет справочника», «сейчас выходной (равно обед)», «я не знаю».
– А чиновники должны находить вариант решения проблем, а не устраняться от них, – говорит Александр Кузьмин. – Я хочу, чтобы перед тем, как сказать: я не знаю, нет денег, человек задумался: а вдруг знает, вдруг деньги можно найти.
Он – бывший предприниматель из Самары, работает мэром Мегиона уже полтора года. За это время, признается Кузьмин, он устал от косности и неповоротливости чиновничьего мира. «Люди просто не хотят думать», – говорит он.
«Употребление этих выражений теперь будет приближать момент расставания», – так романтично пресс-служба мэрии Мегиона расписала последствия неисполнения нового требования главы города. Как заявила «Известиям» начальник управления по связям с общественностью мэрии Оксана Шестакова, ляпнувшему что-нибудь из «черного списка» скорее всего придется уволиться из мэрии.
Какие фразы оказались под запретом?
– Я не знаю.
– А что делать?
– Я как раз собирался.
– Денег нет.
– Я этим не занимаюсь.
– Я не буду.
– Зачем мне это нужно?
– А мне сказали, что вы сказали…
– Это невозможно.
– У нас обед.
– Рабочий день закончился.
– Это не мой вопрос.
– Я не могу.
– Вот как раз занимаемся (начнем заниматься).
– А как это сделать?
– А как заработать?
– Вы же сами говорили.
– А я ему говорил (звонил).
– Довожу до вашего сведения, что с отсутствием финансирования (денежных средств, дефицита бюджета) у нас сложилась крайне тяжелая (катастрофическая) ситуация.
– А мне заместитель сказал…
– Я секретарю (заму) говорил.
– Документы у юриста лежат.
– В первый раз слышу.
– Это было еще до меня.
– Меня в это время не было.
– Кажется, болел, был в отпуске.
«Известия», 3.09.2007