Пенсионеры с Запада
Пассажиры полупустого салона самолета — в основном люди преклонного возраста.
Это кажется странным, если учесть, что билет на рейс Тюмень — Калининград стоит почти пять тысяч рублей, а это намного больше месячного, дохода рядового российского пенсионера. Именно поэтому пожилые у нас предпочитают путешествовать наземным транспортом или вообще никуда не ездить, избегая лишних расходов. Однако пожилая пара — мои соседи по салону самолета — не производит впечатление малообеспеченных, озлобленных на всех и вся, и охотно знакомятся.
Попутчики представляются на западный манер: Давыд и Ирма. Без отчеств. Хотя им уже за семьдесят.
Давыд и Ирма охотно говорят по-русски, а между собой — порой и по-немецки.
— Мы возвращаемся домой. Ездили в гости к родственникам. Сначала были в Казахстане, потом навестили родственников Ирмы в Тавдинском районе, — вводит в курс дела Давыд. — Сейчас летим в Ганновер транзитом через Калининград, это удобно. Летим не в первый раз. В аэропорту нас встретят сын с внуком.
Охотно, без излишнего хвастовства о днях нынешних, Давыд рассказывает о жизни до и после. В свое время немцы, живущие в Казахстане, возделывали целину, пахали, строили, работали, мечтая о светлом будущем. Давыд служил в армии, работал водителем, строителем, школьным завхозом. Потом все рухнуло. Благо, казахстанским немцам было, куда уезжать. И они уехали. Четырнадцать лет тому назад. Они не беглецы и не предатели. Всю свою жизнь работали, вот только заслуженную пенсию получили уже в Германии. Причем без каких-либо бюрократических проволочек. Нынче пенсия эмигрантов почти что в десять раз больше, чем у ровесников на Родине. Живут Давыд и Ирма в небольшом немецком городке.
— Лейер — город пенсионеров. Тихий и уютный, экологически чистый. У нас нет никакой промышленности. У всех есть личные автомобили. Я езжу на «BMW», у сына — «мерседес». У нас хорошие дороги, вот бы такие были в Казахстане! Кстати, и в Тюмени сейчас хорошие дороги, город стал красивый, расстраивается.
Я узнала, что западные пенсионеры как таковых льгот не имеют. Полностью оплачивают все коммунальные услуги, лишь некоторые отчисления от пенсии изымаются государством в так называемую «кассу», из которой впоследствии оплачиваются медицинские услуги нуждающимся. Например, недавно Давыду сделали операцию на глазах, бесплатно, то есть за счет удержаний из пенсии.
В их рассуждениях нет грусти о покинутой стране, где прошли молодые годы. Они могут позволить себе слетать к родственникам еще.
— Мы же забыли земли с собой взять… горстку, — сокрушается Ирма при посадке.
Ну, может быть, в другой раз…
***
фото: Давыд и Ирма летят на родину.