X

  • 18 Июль
  • 2024 года
  • № 77
  • 5576

Семейный альбом

К десятилетию отряда милиции особого назначения ГУВД Тюменской области, который многие склонны именовать «рижским», подчеркивая этим, видимо, не только факт его родословной, но и особую знаковость, открылась фотовыставка. Она так и называется -«Рижский ОМОН 10 лет спустя».

На рекламном плакате в числе организаторов экспозиции первой значится областная Дума. На открытии кроме командиров отряда присутствовали ее депутат Игорь Маров, заместитель начальника ГУВД генерал-майор Белослудцев, «крестный отец», и полковник ФСБ Петрушин, «историк силовых структур и соавтор» выставки, как их представил наш фотокор Сергей Русанов, чьими стараниями она и стала возможна. Этим самым, видимо, хотелось подчеркнуть особую значимость и «юбилея», и мероприятия, что несколько странно при отсутствии пресс-конференции, посвященной событию.

Но ОМОН — это тема особая, поэтому только о выставке. Скажу сразу: явлением, представляющим общественный интерес, выставка не стала. Это, скорее, семейный альбом ОМОНа, безусловно, имеющий право на существование, интересный всем его бывшим и теперешним служащим, что они и успели зафиксировать в восторженных выражениях в книге отзывов. Но представляет ли выставка общественный интерес? Отвечает ли она на вопросы: в чем особость этого подразделения милиции? Какие задачи, неподъемные для просто милиции, оно призвано решать и решает? Какие «знаковые» мероприятия и заслуги оно числит в своем активе?

Вот некоторые сюжеты: игра в пинг-понг и в футбол, импровизированная баня, обед и шашлык на природе, на голубятне, кто-то висит вверх ногами на суку в окружении веселых друзей, с венками на кладбище, встречи, объятия, проводы и т.д. Не будь эти люди в форме, чем бы это отличалось от бабушкиного альбома, или ее же монтажа на стенке, или содержания конкурсных работ на детском турслете? Люди как люди? — как некогда было сказано в одном романе? Эта мысль прозвучала в моей беседе с устроителями. Но в романе мысль имела продолжение: «…только квартирный вопрос их испортил». Фактором, который может испортить людей, является и оружие.

Авторам и устроителям не удалось показать тяжкую драму человека с оружием, в смутное для страны время ВЫНУЖДEННОГО решать судьбы чужих людей, вплоть до — «быть (жить) им или не быть». Я не склонен думать, что омоновцу чужды размышления на эту тему. Человек с ружьем — особый человек. Он сам под прицелом, обременен приказом и клятвой. За ним и семья, и страна, а в случае с Чечней еще и почти неразрешимая проблема «чужих» своих или «своих» чужих. Увы, выставка даже по ассоциации не навевает таких вопросов и уж тем более не отвечает на них.

Но зато есть несколько кадров, вызывающих другие вопросы. Вот двое «военных, красивых, здоровенных» развалились в креслах. Они довольны и счастливы. И ни тени мировой скорби на их лицах. Снимок называется «Первое дежурство» и сделан 3 сентября 1991 года, то есть вскоре после прибытия в Тюмень из Риги, со шлейфом ужасных слухов о их «героической» деятельности. Вот другой, чисто «балдежный» кадр — боец позирует перед первой отправкой на Кавказ: в руках по пулемету, рот прикольно-восторженно разинут, не хватает только ножа в нем. Поза, достойная мальчишки, которому дали подержать «ружжо», а не мужчины, который должен решать государственные задачи. Конечно, на вкус, на цвет… Генералу, например, снимок понравился, он отнес его к лучшим.

Лучшие снимки, на мой взгляд: «Экипаж» Александра Eфремова, на котором запечатлены лица, под защитой которых я чувствовал бы себя в безопасности; «Батя» — портрет командира отряда Валерия Бровкина (автор Сергей Русанов). Eсли это лицо тюменского ОМОНа, то общественность может быть спокойной. Особо хотел бы отметить единственный снимок людей, а не развалин в Чечне — женщина с тремя детьми на фоне стены с надписью «живут». Работа С.Русанова.

Выставка работает по адресу: ул. Мельникайте, 109. Вход свободный.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта