X

  • 23 Июль
  • 2024 года
  • № 79
  • 5578

От печали до радости

Сегодня — обозрение по всем канонам жанра. В трех частях.

Две — печальные: не стало Нели Хазимухамедовны (Николаевны) Шайхтдиновой. Знаковой фигуры в узком мире тюменского искусствоведения. В областной научной библиотеке прошел вечер памяти теперь уже вечно молодого тюменского литератора Константина Тихомирова.

Радостное событие — открытие театрального сезона.

Трудно идти первым

28 декабря 1941 г. — 13 октября 2001 г. Начало и последний земной день Шайхтдиновой. Многие помнят ее такой…

Красивая, нервная, взрывная. Девчонкой на пороге 1960-х гг. моталась по селам области, тогда стали собирать народное искусство на волне массового движения энтузиастов и специалистов. В 1965 г. Ш. становится сотрудником Тюменской картинной галереи. Позднее, в 1980 г., когда уже был ТГМИИ (музей изоискусств), она вырастает до зам.директора по научной работе. Выйдя на пенсию, работала до последнего мига хранителем и зав.отделом народного творчества.

Яркая неординарная натура, жизнь на пике красоты и в глубоких переживаниях художественных свершений в конце концов столкнулась с грубой прозой бытия. Публичная профессия и долгие часы одиночества, собственные страсти как хрупкая защита от страстей несовершенного мира надломили ее. Ш. еще успела опубликовать две капитальные работы в монографии «Русская живопись XVIII — начала XX веков» (ТГМИИ, 2001. г.). Написала путеводитель и составила генеральный каталог собраний — сумасшедше трудное занятие, описания и комментарии, точные сведения об авторах.

Ш. формировала коллекции музея после знаменитого Eвгения Кроллау в 1970-е гг., подняла научный уровень ТГМИИ, первой стала выезжать на конференции и симпозиумы, выступать с докладами и сообщениями. Сотрудники Эрмитажа, Третьяковки оценили их, наш музей стал известным в стране. А она уже занялась новым делом — собирала иконы.

В 1984 г. выходит первое издание знаменитой книги «Деревянная резьба Тюмени», и даже за рубежом восхитились красотой открывшегося неведомого мира. Будучи членом Всероссийского общества охраны памятников культуры, Ш. бескомпромиссно сражалась за них. Безжалостное уничтожение резных чудо- теремов нашего города в 1990-е было ее личным горем.

Ш. печатали солидные столичные журналы («Декоративное искусство СССР», «Художник», «Советский музей»). Она писала там о картинах Бориса Кустодиева в Тюмени, тобольских живописцах, о ткацком стане как символе народного понимания мироздания… Всего этого хватило бы на докторскую диссертацию, а Ш. так и осталась просто искусствоведом. Даже в Союз художников СССР вступила лишь в 1985 г.

Начальство не спешило с официальными знаками признания, она держалась, а ее упорно равняли, не признавая талант и неповторимость. Ш. открыла миру своеобразие творчества А.Митинского, О.Шруба, М.Захарова, В.Обрядовой, Г.Бусыгина, А.Маргушева, Г.Новикова, Г.Вострецова, Г.Засекина, С.Бочанова.

В очерке «Художники Тюмени 50-90-х годов» (1994) современная тюменская школа изоискусств наконец-то заговорила благодаря Ш. собственным языком. Как она писала — точно и умно: «Александр Миллер — один из тех художников, что не просто любят природу и пишут пейзажи, но чувствуют ее тайну и воспринимают как часть мироздания. Любой ее уголок: стог сена в тумане, залив озера, безлюдная дорога, утонувшая в земном пространстве, — это частица того огромного, к чему прикоснуться позволено лишь осторожно».

Ш. родилась, жила и умерла в Тюмени, выучилась в знаменитой ленинградской «Репинке» (1964-1970) — институте, формировавшем искусствоведческую элиту России. Она и была ее частью. Не убереглась от беды сама. Берегли ее в последние годы лишь те, кто и сам сегодня переживает тяжелые времена. Чинушам и лжеспецам, усыпанным незаслуженными званиями и наградами, не привыкать гасить настоящие звезды. Но звезда Нели Хазимухамедовны уже разгорается…

В травах и узких улочках

Эта строчка — из гимна о кра- пивинских мальчишках — рыцарях без страха и упрека, которая особенно больно била нас с Костей Тихомировым на вечерах поэтической студии СЭН в 1980-е гг.: «Сколько легло вас, мальчики, в травах и узких улочках. Маленьких барабанщиков, рыцарей ярых атак».

Большой Слава (Крапивин) всегда знал и знает об обреченной жертвенности дела спасения юности от злого несовершенства мира. Но стремиться к победам стоит, хотя… Вот Костя ушел не вовремя. Унес тайну неожиданного появления в Тюмени в 1982 г. и трагического случая на Андреевском озере осенью 1995 г. Остались даты: 1964-1995.

Тихомиров привнес в тюменскую публицистику и литературу свой дерзкий дух. Работая в «Тюменском комсомольце», связал его со знаковыми персонами бурных 1985-1995 гг. С Костей шли на контакты Булат Окуджава, братья Стругацкие, Фазиль Искандер, Андрей Битов, сатирик Владимир Климович…

Тихомиров выпустил несколько номеров своей лит.газеты с новой повестью Крапивина, стихами Искандера, первым — републикацию дневников Зинаиды Гиппиус, эссе Андрея Синявского «Отечество. Блатная песня». Вспоминаешь и видишь — как много он успел. Мечтал о своей книге. Позднее Eлена Минакова- Тихомирова составила его однотомник «Тотальный романс» (1997), где помещена повесть «Спасение Снурска». Я не принял в ней богоборческих мотивов, мы спорили, но… Сейчас, после постмодернистского шума Сорокиных и Пелевиных, ясно, что Костя раньше них обрел новый стиль современной прозы.

Но не ради модных игр и погружения в грязь человеческих отношений он писал. Eго главными врагами были дебилизм провинциальной жизни и скучная сытость самодовольного отупления.

Вечер вел председатель тюменской организации Союза российских писателей, известный поэт Николай Шамсутдинов, выступали знакомые многим литераторы и журналисты Анатолий Марласов, Борис Галязимов, Владимир Чижов.

Весь мир — театр, и люди все актеры

На хорошей ноте открылся 144-й театральный сезон в тюменском театре драмы. Свободными остались места лишь не пришедших руководителей города и области. Директор театра Владимир Коревицкий кратко оценил бурные и приятные события минувшего сезона. Ритуальную фразу — ключ открытия — произнес председатель областного комитета по культуре Eвгений Негинский, пожелав всем новых творческих радостей.

Награды Белоруссии вручил театру сотрудник ее посольства в РФ Виктор Яскевич. Он отметил большой успех гастролей тюменцев в Минске, крепнущие творческие связи. Уже в начале 2002 г. главный режиссер национального академического театра драмы имени Янки Купа- лы Виктор Раевский приедет из Минска ставить у нас нашумевшую «Черную панну» Алексея Дударева.

Главный режиссер Алексей Ларичев: «Чувствую, что новый сезон будет хорошим». За благотворительную помощь спецшколе N 2 благодарила театр директор Светлана Мальцева. Артисту Геннадию Куцану вручили почетную грамоту смоленских властей и диплом Магнитогорского театрального фестиваля в номинации «Зрелый талант». На открытие давали ларичевскую версию «Убийства Гонзаго». Спектакль доработан и смотрелся как премьера. К большой радости тюменских зрителей.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта