Notice: Object of class WP_Error could not be converted to int in /var/www/gp_tm_courier/data/www/tm-courier.ru/wp-includes/post.php on line 6124
X

  • 16 Июль
  • 2024 года
  • № 76
  • 5575

Загадки без ответов

Артуро Перес-Реверте. «Клуб Дюма, или Тень Ришелье». «Иностранка», 2007.
Этот роман превосходного испанского писателя и эстета Артуро Перес-Реверте одновременно является и готическим детективом, и романом о самом знаменитом в мире авантюрном романе, и интекстом, включающим в себя отрывки Дюма, Парацельса и множества других авторов. Словом, это занимательная и высокохудожественная энциклопедия, из которой можно узнать еще, например, и то, каковы правила поведения и принципы бытия в мире букинистов, антикваров и коллекционеров редких изданий.
Из современных авторов только Пересу-Реверте удается создавать мир, родственный тому, что создавал своим пером Умберто Эко. В его произведениях также можно отыскать отсылки к творениям Артура Конан Дойля и Агаты Кисти – с одной стороны. С другой – черты французских писателей XIX века, которые создали популярный жанр «роман-фельетон». Он использует некоторые приемы Сервантеса и авторов плутовского романа эпохи Ренессанса.
Как любой постмодернист, ПересРеверте не скрывает своей приверженности к названным образцам. Напротив, всячески подчеркивает ее, купается в удовольствии, любовно цитируя первоисточники, как реальные, так и им самим выдуманные, используя так называемое «ложное цитирование».
Интригу он тоже умеет создавать мастерски, гармонично сочетая захватывающие приключения с ненавязчивыми отступлениями.
Сюжет романа – история «одинокого волка» Лукаса Корсо – знатока редких и старинных книг преимущественно авантюрного толка, работающего по найму на разных коллекционеров и букинистов. Он оказывается втянутым в две то пересекающиеся, то расходящиеся линии историко-криминального расследования. Одна из них, впрочем, оказывается лишь безобидным розыгрышем, зато вторая – историей жутких убийств, совершаемых с целью завладения сакральной средневековой тайнописью, которая должна наделять владельца небывалой властью.
В качестве отправной точки автор предлагает девять старинных гравюр, якобы изготовленных в незапамятные времена дьяволом и таящих в себе как очевидные, так и неразрешимые загадки. Часть из них внимательный читатель может разгадать самостоятельно, другая часть – остается неразгаданной. И это придает роману особую прелесть, уберегая от распространенной детективной беды – притягивания разгадки «за уши».
Изящный и высокий стиль Переса-Реверте, его читательские предпочтения, тонкий, тщательно спрятанный юмор, проявляющийся в главном герое (одновременно тоскующем романтике и деловитом пьянице) – нестандартны. Текст напоминает спрута, неторопливо и неутомимо затягивающего читателя, не выпускающего до последней страницы не только перипетиями сюжета, но и обилием интересных сносок и комментариев.
Эту книгу стоит прочесть, но лучше сделать это до просмотра фильма Романа Полански «Девятые врата», снятого по мотивам романа «Клуб Дюма, или Тень Ришелье». Такие книги никогда адекватно не экранизируются, даже мастерами такого уровня, как Полански, которому только и удалось, что частично воспроизвести колорит романа, да одну из многочисленных линий сюжета. А уж актер Джонни Депп с главным героем – Лукасом Корсо вообще ничего общего не имеет.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта