Всюду деньги, господа!
На очередном, десятом собрании Тюменской городской Думы 27 сентября 1907 года был принят ряд важнейших решений. Обсуждалось финансирование женской гимназии. Ее попечительский совет обратился в Думу с просьбой о выдаче ассигнованных на содержание гимназии 7210 рублей 80 копеек, которые должны были покрыть текущие расходы, а также оплатить счета за ремонт здания и приобретение классной мебели.
Представитель городской управы сообщил, что состояние кассы не позволяет выполнить эту просьбу. Попечительский совет парировал: он «вынужден будет довести до сведения Министерства Народного Просвещения и начальника губернии о задержке городской Управой ассигнованных Думой денег…»
Собрание Думы приняло компромиссное решение: часть денег для нужд женской гимназии позаимствовать из прибыли городского Общественного банка плюс произвести краткосрочный заем у частных лиц.
Строительство зданий под прачечную и патронный склад, забора вокруг казарм, а также закрепление земли под лагерь и стрельбища на время пребывания в Тюмени – вот что заставило обратиться в Думу командира 9-го Тобольского Сибирского пехотного полка. Дума решила отвести полку требуемые земельные участки на 10-летний срок, но с соблюдением некоторых условий. Главным было то, что для этой цели отводились так называемые «пустопорожние места», не приносившие дохода.
Не менее важным в повестке дня был вопрос о разрешении купцу Жернакову строительства каменной лавки на Хлебной площади (угол Голицинской и Спасской улиц). Купец первой гильдии состоял членом городской Думы, был пайщиком нескольких крупных предприятий, имел свои магазины, мельницу, с 1910 по 1916 годы избирался членом попечительского совета Тюменской женской гимназии, Владимирского сиропитательного заведения
Дума постановила: предоставить г-ну Жернакову просимое им место на определенных условиях. То есть к 1 сентября 1908 года он должен построить казенный корпус лавок по плану, утвержденному городской управой, под наблюдением архитектора, с предоставлением права пользоваться самому построенными лавками или же отдавать их аренду на семилетний срок, тем, чтобы в течение этого времени страховка здания, его содержание и ремонт, а также уплата повинностей производилась за счет г-на Жернакова; само же здание со времени его постройки должно было считаться собственностью города.
Другой хорошо известный человек в истории Тюмени – Андрей Иванович Текутьев – обратился в Думу за разрешением отдать в аренду выстроенный им на ярмарочной площади каменный корпус лавок. Аренду разрешили и назначили торги. Высшую плату предложили: за первый номер лавок – Н. Л. Панкратьев (705 рублей), за второй – он же (610 рублей) и за третий – З. Г. Штейн (610 рублей).
Е.А. Сухоносова, главный специалист отдела использования и публикации документов Государственного архива Тюменской области