М.видео-100
Почему «М.видео» так называется? Вопрос поставил в тупик организаторов пресс-тура, пригласивших в Санкт-Петербург провинциальных газетчиков – от Ростова-на-Дону до Новосибирска. Может, потому, что первый магазин сети открылся в Москве и даже на Маросейке. Может, в память о первых менеджерах, создавших философию торговли бытовой электроникой. Неизвестно. Забыто. Неважно. Потому что в Питере открылся уже сотый магазин системы.
Философию нам излагал нынешний директор по продажам Януш Лелла. Он говорил о доступности, о системности, о стандартах, о сервисе, об – слушайте! – уважении к покупателям. Я же, прислушиваясь к легкому, так называемому «краковскому» акценту, вспоминал, как давным-давно именно в Польше зародился лозунг: «Klient ma racie» – клиент имеет право (у нас это переводили как «клиент всегда прав» и даже пытались внедрить в советскую торговлю).
Что из этого вышло, все знают. Нынешняя борьба за покупателя, видимо, заставила вспомнить и лучшее из прошлого.
Не стану метить газетную страницу восклицательными знаками. В Тюмени есть торговый центр «М.видео», а пан Януш уверял меня: все, что я вижу, один к одному могу обнаружить и у себя дома. И предупредительных продавцов. И 20 тысяч наименований товара. И сервис. И качество.
Но несколько мыслей терзали меня и в Петербурге, и всю обратную дорогу. Например, что, собственно, нас должно объединять – торговлю и журналистику? Нас, антагонистов по определению, если не брать во внимание трансформации последних лет, когда вторая древнейшая профессия начала стремительно смыкаться с первой? Я не пытаюсь сейчас рыться в политических напластованиях, но, говоря о лучших образцах торговли, хочу и из журналистики брать достойные примеры.
Если хорошенько задуматься, то общее найдется. С одной стороны, журналистская традиция защищать покупателя. И клиент, который «всегда прав», – один и тот же взгляд, хотя и с разных сторон прилавка.
Дискуссии возникали на каждом шагу. Так, с руководительницей пресс-тура Надеждой Киселевой мы спорили по совсем уж смешному поводу. Она говорила о том, что «М.видео» стремится торговать безупречным товаром и даже вводит внутренний контроль качества, наклеивая на проверенное фирменный гарантийный талон. А я думал (и спрашивал) – а зачем рынку электроники, где новинки обгоняют друг друга, вечные предметы? Может быть, как-то согласовать моральное и физическое старение техники? Надежда Киселева возражала что-то о качестве, которое преодолевает время. Может быть, может быть – одни бегут смотреть на новый «ягуар», а другие – на «руссо-балт», созданный в 1902 году, над которым не властно время… Причем, других может оказаться больше.
Меня, например, смутили слова Януша про «20 тысяч единиц» в каждом фирменном магазине. Очень похоже на сюжет из фильма «Ирония судьбы»: «Ой, нашу ширмочку поставили!» Одинаковые телевизоры, чайники, стиральные машины, фотоаппараты… Стандартные предметы, стандартные квартиры, машины, города, люди? Глобализм, однако! Унифицированный быт!
Впрочем, наверное, я придираюсь, пытаясь уравновесить некоторую растроганность от приятного обращения. Все-таки позади такая школа общения с советской торговлей, взросшей на дефиците, распределении, блате. И это еще не ушло. Еще гнездится и в больших супермаркетах, и в крохотных подвальчиках соседнего дома.
… Уже ночью нас повезли в круглосуточный магазин «М.видео». Несмотря на противный питерский дождь, у подъезда под навесом стояли два мотоцикла, неподалеку припаркован автомобиль. Молодежь вертелась в отделе музыкальной и видеоэлектроники. Вошел какой-то мужик, отряхивая с себя дождевые капли: ему срочно, в первом часу ночи, потребовалась машинка для стрижки волос… Местный менеджер уверял, что по ночам люди приезжают и за более солидными покупками: «Очень удобно, мосты еще не разведены, толчеи в магазине нет, как и пробок на улицах…»
Очевидно, все в мире имеет две стороны. Например, вещизм и обустроенность быта. Или – торговля и журналистика…
Стоп-стоп-стоп! Поговорим об этом как-нибудь в другой раз.