Укладчицы яичниц, или Банальные темы в небанальном исполнении
В эти дни в тюменском отделении Союза художников России развернута выставка работ Александры Пашкиной, Юлии Новик, Натальи Максимовой, Светланы Кузнецовой и Екатерины Шрайтель. Если есть женская лирика, то обязательно должна быть и женская живопись. Сугубо дамская тематика изобилует в картинах этих молодых художниц, представляющих Москву, Санкт-Петербург и Тюмень.
Очень «женским» кажется творчество Юлии Новик. Ее румяные, с грустинкой, пироженщицы из серии «Пирожные и торты» сами похожи на сдобные булочки.
Какую же молодую женщину не волнует свадьба! «Горько» Екатерины Шрайтель, «Невеста и доктор» Юлии Новик это подтверждают. На картине «Невеста и доктор» – забавная сценка, уходящая корнями в «куртуазные» времена: доктор прослушивает сердцебиение невесты, а ее символичное сердце от любви даже выбилось из-под платья.
Муза Юлии Новик – пышная дама, красящая губки. Немного манерно, изысканно, тонко, умно. Новик – пожалуй, самая колоритная и запоминающаяся художница из всей этой разношерстной компании, со своей сформировавшейся манерой. «Кудрявые» рисунки – ее визитная карточка. В избытке кулинарная тема. Особенно Юле удается рисовать всяческие колбаски на тарелочках.
Остальные художницы совсем другие. Например, живопись Александры Пашкиной выдает в художнице дерзкую девчонку – подростка, хулиганку и бунтарку.
И вырисовывается общий портрет молодой художницы – она умна, иронична, держит палец на пульсе общества. Она свободна. Согласитесь, «несвободные» женщины вряд ли будут рисовать дам в юмористическом ключе – розовыми и похожими на поросят.
Выставка имеет точное название «Космос и яичница, или Игры банального», и оно задает тон всему. Если кто из зрителей не понял, можно прочитать концепцию (предложенную в объявлении о выставке, размещенном в Интернете): «Красота в простом. Новый взгляд на наивные, незамысловатые сюжеты в живописи и графике. Игры с банальностью. Заезженные сюжеты приобретают новый смысл».
Все запрограммированно и правильно, но эффекта желаемого катарсиса, к сожалению, не получаешь. Картины, нарисованные в духе современного лубка либо плакатной живописи 60-х… Яркие, броские цвета с компьютерным оттенком… Смешные названия… Кстати, названия, пожалуй, заслуживают самой высокой оценки, потому что они великолепны, продуманны и по-настоящему смешны. Например «Очень романтичный юноша» – рисует Юля Новик: молодой человек с головой в аквариуме. Рисунок Александры Пашкиной «Читатель» – спящий человек, далеко на одеяло в ногах заброшена уже ненужная книжка… Названия самостоятельны, они говорят сами за себя
У Натальи Максимовой и вовсе сплошное мифотворчество. Картины «Миф», «Эволюция» – все какие-то человечки, многочисленные лягушки.
Космос, фигурирующий в названии всей экспозиции, очень точно отображает картина Светланы Кузнецовой «Электрошок блюз»: летящее сердце среди синего неба и лесов.
Немного не вписывающаяся в тематику и, может, потому более живая картина «Утро» Екатерины Шрайтель – туманное, почти белое утро, лодка, озеро – все, как во сне…
Яичница, плакатные бабы, завтракающие работники, вернувшиеся на минутку из советского времени… вот основные впечатления от выставки.
Тема «советского» конвейерного бессмыслия, опять же мифа. Если бы девушки-художницы еще делали частушечные комментарии к своим картинам, это бы придало жизни их творениям. А так получилось слишком книжно, немного надуманно. Это такая симпатичная игра «в народ» модных, современных, интеллектуальных барышень.
***
фото: