Война варваров с цивилизацией
Я думаю, что читателям нашего «Калейдоскопа» тоже будет интересно поразгадывать загадку, которую задал своим коллегам антрополог Хорас Майнер на страницах журнала «American Anthropologist» в 1956 году. Он описал неизвестное доселе племя накирема. Свое исследование ученый сосредоточил на замысловатых телесных ритуалах аборигенов.
«В основе всей системы верований накирема лежит убеждение, что человеческое тело изначально склонно к болезням и одряхлению и человек может надеяться только на действие специфических ритуалов и церемоний. В каждом жилище имеется несколько культовых предметов, специально для этого предназначенных… Снадобья и амулеты, как правило, изготовлены несколькими шаманами, каждый из которых специализируется в какой-то определенной области. Помощь знахарей следует щедро вознаграждать. Знахари определяют состав снадобий и записывают его на некоем тайном и древнем наречии. Наречие это понятно только другим знахарям и сборщикам трав и кореньев, которые, опять-таки за подношения и дары, приготовляют требуемое зелье.
Накирема испытывают почти патологический ужас и благоговение перед своим ртом. Народ накирема верит, что если не исполнить определенный ритуал, зубы выпадут… а самого человека покинут друзья и отвернутся любовники… Мне говорили, что накирема берут в рот пучок свиной щетины, посыпанный магическим порошком, и выполняют там серию каких-то чрезвычайно формализованных движений — обряд, кажущийся непосвященному просто отвратительным».
Так что же это за племя и где оно живет? Нет сомнения, что наиболее проницательные наши читатели уже знают хотя бы приблизительный ответ на вопрос американского ученого. Тем же, у которых зажигание, как и у меня, более позднее, автор дает подсказку; слово «накирема» следует прочесть наоборот.
…Примеров странного поведения людей одних культур и цивилизаций с точки зрения представителей других можно привести множество. Обычай есть устриц или лягушек, как и обычай целоваться в губы, может вызвать рвотный рефлекс у людей, видящих такое действие впервые. Eвропейцу трудно понять, как можно есть конину или собачатину, правоверный индус и мусульманин возмущены, что европейцы «жрут» мясо коровы или свиньи — животных заведомо священных или нечистых. У нас культ белых зубов, а где-то их красят в черный цвет или вырывают передние — для красоты. У нас цвет траура — черный, у китайцев — белый, и т.д. и т.п.
Сейчас, после теракта в Америке и начала войны с терроризмом, много пишут о различных цивилизациях, их непримиримости и якобы неизбежности их столкновения и даже войн на истребление. Основания для таких выводов как будто есть. Но уж как-то больно легко не только обыватели, но и культурологи и политологи согласились с формулой, что это война варваров с цивилизацией, имея в виду, что только западный вариант ее имеет право так именоваться. Как-то быстро забылось, что и европейские, и наши ученые уже в конце XIX века признали концепцию европоцентризма ошибочной: Не погружаемся ли мы снова в.этот миф о «бремени белого человека», его цивилизаторской миссии, в миф о понимании прогресса только как прогресса технического? Не слишком ли часто мы уступаем соблазну посудачить о превосходстве одних культур, религий над другими? И каковы критерии для такого сравнительного противопоставления и измерения? Или все-таки справедлива формула скотного двора по Оруэллу: «Все цивилизации равны, но некоторые равны больше»?
Я пишу об этом не потому, что сам знаю ответы на все эти вопросы. Я их ставлю для совместного над ними размышления. Так ли справедливо безоговорочное утверждение о спасительной роли религии в разрешении кризиса современного мира, если учесть, что все войны и конфликты в прошлом имели религиозную или идеологическую окраску, а то и причину? И как быть с тем тоже очевидным фактом, что в истории мы видим постоянную смену регионов и стран — «лидеров» в развитии общества? И не европейская ли цивилизация определяет сейчас пресловутый общественный прогресс, не ее ли формы политической, культурной и хозяйственной жизни, методы, технологии заимствует мир?