Феномен Ивана Калганова
Тюмень второй половины XIX века… Какой она была? Какими были нравы и обычаи того времени?
На этот и множество других вопросов можно получить ответ на уникальной выставке сибирского художника-самородка Ивана Калганова, открывшейся на днях в Тюменском областном музее изобразительных искусств.
Полное собрание художественных произведений Калганова до этого момента видели немногие, поэтому работники музея постарались собрать в единой экспозиции все работы, которые сохранились и дошли до наших дней в подлинниках и фотокопиях.
«Это одна из страниц истории нашего края, — говорит директор музея Людмила Овсянкина. — Выставка дает достаточно полное представление о творчестве этого замечательного художника. По силе своего творческого дарования, яркости изображения самых разных сторон жизни тюменского общества того времени, он не имел себе равных».
Иван Александрович прожил короткую жизнь — всего 38 лет. И за это время написал лишь около двадцати картин. Но все они еще при жизни художника стали шедеврами. При этом в его биографии очень много «белых пятен».
К этому вопросу весьма серьезно подошла научный сотрудник музея Наталья Сезева, собиравшая информацию о сибиряке на протяжении нескольких десятков лет. Выставка предоставила ей отличную возможность рассказать об этом человеке подробно и чрезвычайно интересно.
«Этот художник для меня — один из самых любимых, — говорит Сезева. — Я занимаюсь этой темой с 80-х годов, когда впервые соприкоснулась с его творчеством. О его таланте сказано немало. Например, наш когда-то главный хранитель Евгений Константинович Кроллау написал в свое время блистательную статью о Калганове, где дал подробный анализ его работ. А вот биография художника так и осталась нераскрытой. Поэтому я решила взять инициативу в свои руки и заполнить пробел…»
Большим подспорьем, по словам Натальи Сезевой, стали воспоминания тюменского купца Николая Чукмалдина, который фактически был опекуном Калганова. Он привез его из Ирбита в Тюмень, отправил на целый год учиться в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, обеспечивал необходимую материальную поддержку и впоследствии сохранил все его работы, передав их в дар Александровскому реальному училищу. Позднее эти работы поступили в краеведческий музей. А уже в 1950-е годы они стали драгоценными экспонатами областной картинной галереи.
«Своеобразность дара Ивана Калганова заключалась в том, что он обладал превосходным сатирическим даром, — рассказывает Сезева. — В 70-е годы XIX века в Тюмени был основан кружок «Молодая Сибирь», куда входили самые яркие индивидуальности того времени — купцы, просветители, художники, артисты. Благодаря деятельности этого кружка, Калганов быстрее сформировался как личность и как художник».
Именно в это время были созданы его блистательные живописные и графические работы. Например, целая серия графики, представленная на выставке, была навеяна поэмой Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», причем главными героями рисунков Калганов сделал как раз членов кружка «Молодая Сибирь». Среди них есть и сам автор. Как рассказала Наталья Сезева, Калганов изображал себя несколько необычно — со спины или в профиль. Но он обязательно активный участник тех событий, что происходят на картинах.
Особенностью его таланта была и феноменальная зрительная память. Иван Александрович всегда писал по памяти. Ему достаточно было посмотреть на человека, а затем прийти в мастерскую — и он мастерски воспроизводил увиденное да еще и «схватывал» в человеке все самое индивидуальное. И через какую-то конкретную деталь мог создать яркий, колоритный образ.
Пример тому — нарисованные художником… игральные карты, где изображена плеяда знаменитых тюменских купцов-меценатов. На их средства строились больницы, театры, учебные заведения…
Один из таких героев — Кондратий Кузьмич Шешуков, портрет которого был написан Калгановым в возрасте 22 лет. Это одна из самых ранних его работ, выполненная по заказу Тюменской городской думы. Кстати, заказ он получил благодаря тобольскому губернатору, который очень высоко ценил талант художника и даже предпринял попытку направить его учиться в академию в Санкт-Петербург.
«Вообще тема карт, которая символизировала риск, игру, судьбу, всегда притягивала Ивана Александровича, — поведала Наталья Сезева. — И не случайно карточная игра присутствует во многих его произведениях. Правда, «те самые» карты, расписанные художником, нам представить в экспозиции не удалось.
Увидеть работы художника-самородка можно будет до конца октября. Хотя организаторы говорят, что выставка может быть продлена.
Ориентировочно в последних числах октября пройдет и презентация книги об Иване Калганове, ставшей результатом многолетней исследовательской работы.
***
фото: спонсор выставки Юрий Лаптев; в интерьере выставки; картина Ивана Калганова «Ночлежный дом».