Школа Крапивина
В сентябре в Тюменском госуниверситете начала работу студия литературной практики. На семинар нашего знаменитого земляка Владислава Крапивина приходят все новые слушатели, не только из ТюмГу, но и из «соседних» вузов и даже школ.
Крапивин — автор не только повестей и романов, но и стихов, киносценариев, текстов песен, некоторые из них стали «народными». На сегодняшний день вышло уже около трехсот его книг, последнее собрание сочинений издательства «Эксмо» — в 25 томах. Сейчас готовится 26-й.
Завязка данной истории случилась четыре месяца назад, когда Владислав Петрович откликнулся на предложение переехать в Тюмень на постоянное место жительства. Историческая встреча Тюмени реальной с создателем «Тюмени крапивинской» уже принесла свои плоды. Писатель обошел приречные улицы, встретился с одноклассниками и другом детства Павлом Шадриным (помните Павлика из «Тени Каравеллы»?), при посредничестве хранителей краеведческих фондов побывал на колокольне Спасской церкви, исполнив тем самым свою детскую мечту. Написал новую повесть «Даг-ги-тиц» и — с 3 сентября, в звании профессора кафедры русской литературы ТюмГу, с волнением приступил к лекциям перед студентами (волнение это понятно: роль университетского лектора для Крапивина непривычна).
Семинар по литературному мастерству — прецедент для тюменского филфака, но наконец-то он случился! Филолог, который не пишет — стихов, рассказов, статей — это, как сапожник без сапог. К счастью, на филфаке не переводятся люди, которые жаждут не только изучать тексты, но и конструировать их. Логично и то, что поводырем для них стал успешный литератор, пишущий и публикующийся на протяжении пятидесяти лет.
Впрочем, писатель подчеркивает: «Давно известно, что писать научить нельзя. Зато можно помочь талантливым. Цель моих занятий — вычленить из студенческой массы перспективных авторов и помочь огранке их дарования. Хотелось бы также, чтобы университет помог с изданием сборника лучших работ по итогам нашего семинара».
Работа рассчитана на семестр. Чтобы попасть на лекции Владислава Петровича, нужно лишь желание — вход свободный. Поэтому на крапивинском лектории по понедельникам появляются все новые персонажи, среди них немало поклонников писателя (что не удивительно: на его книгах растет вот уже четвертое поколение читателей).
«Мы побеседуем о фундаментальных литературных понятиях — объясняет лектор, — о жанрах — повесть, роман, новелла… О роли воображения. О способах построения сюжета, с опорой на конкретные примеры из творчества разных писателей: Константин Паустовский, Лев Кассиль, Аркадий Гайдар, Александр Грин… Курс-то построен с уклоном в детскую литературу, с упоминанием ее лучших представителей. Речь пойдет и о таком немодном сейчас понятии, как язык повествования. Мы обсудим, как он воспринимается, как воздействует на читателя. Об этом же будем рассуждать и на практических занятиях, но уже на конкретном литературном материале, который предоставят сами студенты».
Попасть на практикум, проводимый Крапивиным по средам, — сложнее, нужно предъявить на суд писателя свое литературное творчество. Главное — не бояться. Писатель с дебютантами честен, но мягок и доброжелателен.
«Сначала уровень работ меня разочаровал, — делится впечатлениями Владислав Петрович. — Но на первом же занятии появились авторы, которые не были включены в предварительный список, со вполне приличными текстами».
Ко всему прочему, практиканты без лишнего стеснения вызываются читать собственные произведения, отдавая их на суд коллег. Сценарий занятия таков: прослушать как можно большее количество мнений и отзывов по доводу услышанного, эмоциональных и отстраненно-научных, и подвести под ними итог. В роли арбитра выступает преподаватель. В его задачу входит, не обидев автора и его «судей», приучить их к конструктивной критике, вместе выработать алгоритм литературного разбора и дать инструментарий, «ключ», отмыкающий любое произведение. В конце разговора студенты получают практическое задание на дом. Например, написать рассказ с тщательно проработанным сюжетом.
Мнение Крапивина: «Увлечение микрожанрами для молодого писателя зачастую выдает его страх перед полноценными формами повествования. Нужно тренироваться в построении сюжета, с завязкой, кульминацией и развязкой». В целом же постулаты писателя таковы.
— Если не можешь — не пиши. «Марай бумагу» только в случае, если слово «мучает» тебя.
— Успех складывается только на десять процентов из таланта, а на 90 процентов — из усидчивости. Тренируйся каждый день.
— Неначитанный литератор — это нонсенс.
— Хорошая книга может быть заочным учителем. Моей литературной библией стала «Золотая роза» Константина Паустовского, коего я почитаю своим заочным учителем. Он преподал мне великие уроки ювелирной работы над языком и отношения к литературному труду. Писать желательно так, чтобы не было видно мучительной работы над словом. Каторга раздумий над черновиками должна остаться «за кадром» произведения.
— Детский писатель не хуже «взрослого». Иногда считают, что это и не слишком почетное звание. Зато во многом более ответственное.
— Вообще, каждый писатель «растет» из детства. Невозможно забыть о времени открытия себя и мира и быть при этом приличным литератором.
— Писатель конструирует собственную Вселенную, живой мир, имеющий право на параллельное существование с объективной действительностью.
— Надо стремиться к тому, чтобы остаться в истории литературы хотя бы одной строчкой. Даже если это строки про зайчика:
«Раз-два-три-четыре-пять. Вышел зайчик погулять…»
— Писательское везение — встретить хорошего редактора. Сейчас они стали редкостью. Я не забуду, к примеру, Ирину Алексеевну Круг-лик из Средне-Уральского книжного издательства, которая умела точно и необидно разобрать любую страницу моей рукописи.
— Нельзя останавливаться после успеха первой книжки. Подтверждение писательского звания происходит на второй.
— Литературное творчество не будет кормить тебя первые… цать лет, если только ты не автор скандально-сенсационных книжек. Не брезгуй публикациями в газетах и журналах за гонорары, а также, к примеру, овладением более прибыльных творческих жанров.
Понятно, что на преподавательскую кафедру взошел автор-традиционалист. Однако, если даже молодежь, собравшаяся на крапивинском семинаре, увлечена авангардными литературными жанрами, путь в профессию у нее лежит через овладение классическими методами письма. То же у живописцев: надо набить руку на копировании Рембрандта и Тропинина, чтобы иметь право на собственный образный эксперимент. Иначе ты — не художник.
***
фото: Владислав Крапивин.