Большой коммунальным договор
На этой неделе управляющие компании подписали соглашение с департаментом городского хозяйства. Стороны договорились о взаимодействии.
Теперь департамент в рамках подписанного соглашения может проводить выборочное обследование санитарного и технического состояния домов и оценивать качество ремонта, выполненного за бюджетные деньги. Он имеет право запрашивать у управляющей компании любую информацию об исполнении договоров управления жилыми домами, хотя и не вправе вмешиваться в ее текущую финансово-хозяйственную деятельность. Ежеквартально управляющая компания должна отчитаться 6 проделанной работе.
Все выглядит не так страшно. Почему же не все управляющие компании подписали соглашение? Почему медлят? Видят какой-то подвох в предложенных условиях? Или не уверены в собственных силах?
Говорят, что в особо тяжелых раздумьях находятся те, у кого на обслуживании наибольшее количество домов муниципального жилого фонда. Он старый, запущенный, и отчетности по нему много, поскольку, выделяется больше средств на ремонт. А за деньги бюджетные и спрос будет особый. Такой, какого раньше не было. В этом главная загвоздка.
Такого, действительно, раньше не было, подтверждает директор департамента городского хозяйства Александр Комлев. Администрация взяла инициативу в свои руки и поставила все под контроль. Раньше у города не было полных и достоверных сведений о жилом фонде, который перешел из одной формы управления в другую. В самый ответственный момент, например, при запуске тепла, оказывалось, что управляющая компания, которую выбрали жители, не готова: то тепловой узел в доме разобран, то задвижка или водоподогреватель сняты.
Стало понятно, что управлять ситуацией можно, только владея информацией. Город должен знать все о состоянии своего жилого фонда, а люди должны быть уверены, что не будут брошены на произвол судьбы или управляющих компаний. Кроме того, департамент должен четко видеть и понимать, что управляющая компания работает не в ущерб населению.
Александр Комлев убежден, что подписанное соглашение двустороннее. Не только компании должны отчитаться департаменту, но и департамент, в свою очередь, обязан в соответствии с нормативными показателями, подавать, например, тепло по муниципальным сетям и эти сети ремонтировать. А если управляющие компании не находят взаимопонимания с энергоснабжающими организациями, такими, как «Водоканал», тепловые сети, брать на себя функции третейского судьи и «разруливать» ситуацию. А также решать все вопросы в случаях недопоставки того или иного теплоносителя. С одной стороны сталкиваются интересы монополиста, с другой — маленького ТСЖ. Муниципалитет в этом случае всегда выступает на стороне жителей и обязывает «Водоканал» или тепловые сети предоставить услугу качественно и в полном объеме. Тепло всем необходимо сегодня и прямо сейчас. Чтобы действовать оперативно, надо четко представлять, с чем имеешь дело. Вот для чего и необходимо соглашение о взаимодействии. Это партнерство, а не игра в одни ворота.
По мнению Александра Комлева, никаких жестких условий департамент не выдвигает. Просто надо грамотно вести всю техническую характеристику по дому, своевременно заносить изменения, заполнять паспорт, где указаны проведенные ремонты на конструктивных элементах и инженерном оборудовании.
В общем, прямые обязанности компаний просто прописали на бумаге. И потребовали отчет. Им нечего бояться, если нечего скрывать. Если произведен капитальный ремонт теплосетей, то в паспорте должна быть скорректирована их балансовая стоимость, должен быть отражен характер изменений. Если проведен ремонт кровли — в паспорте меняются вид, тип кровли и цена вопроса. Сюда же заносятся и площади подвалов, первых этажей, мест общего пользования, кровель, протяженность сетей — для того, чтобы впоследствии было проще ориентироваться на затраты при составлении планов капитального ремонта.
Оценивать работу будут прежде всего сами жители. Критерием качества или, точнее, его отсутствия являются жалобы населения. Простой пример: сэкономили на тепле, не вовремя его включили. Старые люди реагируют на это очень болезненно. Или своевременно не выполнил заявку сантехник, в результате затопило квартиру… Все это повлечет за собой определенные последствия.
Никаких особых санкций, по словам Александра Комлева, применяться не будет. Но если компания не предоставляет качественные услуги, то департамент проявит инициативу и соберет жильцов. «Мы просто переизберем такую компанию, если увидим, что она работает только на карман, — говорит директор. — Мы соберем жителей и представим в цифрах и фактах текущее положение дел. И пусть граждане сами решают свою судьбу и судьбу своей управляющей компании. Это их право. Они платят за коммунальные услуги. И раз платят — должны получать качественные. И на этой границе качества стоим мы, защищая интересы жителей города».
Конечно, подписание оглашения о взаимодействии — это пока эксперимент. Говорить о том, как оно будет действовать, еще рано. Надо подождать хотя бы месяц-другой. Пока идет «притирка конструктивных элементов». Рабочий процесс в самом разгаре. Но уже сейчас можно с уверенностью сказать, что если на этой «границе» что-то будет меняться к лучшему, каждый из нас это быстро почувствует.