X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

«Свободный человек Кучум падишах»

Продолжение. Начало в №159.
Кучум понимал, что скрепить воедино крайне разрозненные племена, которыми он правил, могла бы единая вера (религия). Еще раньше среднеазиатские проповедники уже приходили в Сибирь распространять учение ислама среди местных языческих племен, поклонявшихся идолам из дерева, шкур, камней и др. приносивших кровавые человеческие жертвы своим богам. Они ловили проповедников ислама и убивали их на священных местах, где молились.
Народы ханства ответили на намерение Кучума ввести новую веру непослушанием и сопротивлением: им нравились свои боги, вера предков, они яростно бунтовали против ислама. Особенное противодействие вызывали обряд обрезания и запрет есть свинину: тогда в Сибири еще водились дикие свиньи, и люди употребляли их в пищу. Им был непонятен запрет есть что-либо ради религии.
Однако Кучум был настойчив в своих намерениях. В 1573 г. он направил послов в. Среднюю Азию, в г. Бухару, с просьбой прислать проповедников, аналогичные просьбы посылались еще дважды.
С проповедниками (шейхами и сайдами) приходили мощные военные отряды, ислам в среде сибирских народов насаждался огнем и мечом. В спешке больше внимания уделялось внешним признакам принятия новой веры, например, обрезанию, чем ее философии.
Все же, несмотря на старания, Кучуму не удалось обратить всех своих подданных в ислам. В глухих углах Зауралья татарские аулы до середины XIX в. оставались языческими и были обращены в православие уже русскими священниками.
Среднеазиатские и казанские ученые-историки считают Кучума просветителем Зауралья, так как проповедники ислама, привлеченные им в Сибирь, несли в народы не только религию, но и грамотность, поскольку при мечетях открывались школы для мальчиков. Из Казани Кучум выписал в Искер много ученых-богословов для обучения в делах веры местного населения.
По периметру границ, в основном на берегах рек, при Кучуме возвели немало укрепленных городков из земли и бревен неподалеку от столицы Искера — Сузгун-тура, Абалак, городок на мысе Чуаш (русские по созвучию называли его Чувашским), Кызым-тура, Бегишев, Карачин, Тарханский городок и др. с гарнизонами под руководством лично преданных Кучуму беков, мурз, тарханов.
Кучум был человеком своего времени и поступал в соответствии с распространенными тогда понятиями. Слабых соседей грабил, облагал данью, включал в свои владения, перед сильными — хитрил, заключал договоры, устраивал династические браки и т. п.
Зная, что Российское государство с 1558 г. безуспешно воюет с Ливонией, что там находятся основные армейские силы, что татарский хан из Крыма дошел до Москвы и разорил ее и окрестности, Кучум не церемонился и организовывал мелкие и крупные походы на владения России в Предуралье, подстрекал на бунты вогулов и пермяков, подданных России…
Будучи чужаком в среде сибирских татар, Кучум окружал себя выходцами из Средней Азии, постепенно он подавил явную и тайную оппозицию со стороны уцелевших Тайбугинов и их сторонников. Кучум, несомненно, был мудрым правителем, потому и сумел оставаться падишахом Сибири практически 20 лет. Его предшественников свергали с престола и убивали значительно раньше.
***
Кучум и казаки
Казаки, ведомые Ермаком, появились в Зауралье осенью 1582 г. и быстро приблизились к границам Сибирского ханства. Кучум сразу понял опасность и организовал сопротивление. Первое сражение произошло в устье р. Туры, на границе Сибирского ханства. Оно продолжалось несколько дней, победили казаки. Второй бой был у Березового Яра, казаки прорвались вниз по Тоболу. Засада ждала их у Караульного Яра, и здесь казаки вышли победителями. Отдохнув неделю в устье р. Тавды, казаки двинулись к ханской столице — Искеру. Вести о непобедимости казаков намного обгоняли скорость их движения по Тоболу, будоражили население, внушали страх робким.
В это время по распоряжению Кучума укреплялись военные городки, велось наблюдение за казаками, собирались новые войска.
Во главе всей армии падишах поставил уже упоминавшегося Маметкула, знакомого с тактикой русского боя и не робевшего перед ружейными выстрелами. Конница Маметкула встретилась с казаками у Бабасанских юрт. Бой длился пять дней. Конное войско не смогло взять сооруженные казаками укрепления на берегу. Огромные потери были с обеих сторон. Татары отступили.
До сих пор не было у Кучума столь опасного противника, как отряд Ермака, который добывал победы не числом, а уменьем, тактикой и новым вооружением: пищалями, «огненным боем».
Кучум, видимо, не понимал роли технического прогресса в военном деле. Крымские татары уже освоили с помощью европейцев артиллерию и ружья, а войско Кучума в основном не знало, что это такое, кроме тех, кто ходил с Маметкулом на Пермь и Чусовские городки и побывал под русским обстрелом.
Татары воевали луками, стрелами, копьями, саблями. Лошади, не слышавшие прежде ружейных выстрелов, не слушались поводьев и убегали с поля боя, унося бойцов. Не меньше паниковали воины хантыйских и мансийских князей, тоже не нюхавшие пороха.
Есть сведения, что незадолго до прихода отряда Ермака Кучум, видимо, по совету Маметкула, заказал у крымского хана пушки, и тот обещал, но не прислал. Существует предание, что у Кучума на Чуашских валах стояли две пушки, но они не выстрелили почему-то. Однако еще Г. Ф. Миллер в XVIII в. изучив до тонкости все относящееся к походу Ермака, писал: «Этому нет ни малейшего подтверждения ни в летописях, ни в архивных делах, ни в преданиях местных жителей».
Известно, что у Ермака артиллерии тоже не было.
23 октября 1582 г. на Княжьем лугу в жестоком многочасовом сражении казаки, в конце концов, потеснили войско Кучума обратно за укрепленные валы Чуашского мыса, но оно не ушло с поля боя. Усталые бойцы с обеих сторон отдыхали, готовясь к решающей схватке. И неизвестно еще, чем бы дело кончилось, поскольку Кучум и его войско были настроены решительно, но случилось непредвиденное: в темноте октябрьской ночи от Кучума увели свои отряды хантыйские и мансийские князья, число защитников на валах Чуашского мыса существенно сократилось. Серьезно был ранен главный полководец Маметкул.
Оценив здраво ситуацию, утром 24 октября Кучум увел войско в Искер, а 25 октября оставил и его. С ним ушло и гражданское население городков Сусган, Бичек-Тура, Ябалак, Чуаш.
Окончание следует.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта