«Свободный человек Кучум падишах»
Именно так называл себя сибирский хан Кучум в письме 1570 г. «великому князю, белому падишаху», Ивану Васильевичу Грозному.
О хане Кучуме многие знают многое, все — что-нибудь, но, наверное никто достаточно. Может быть, потому, что жил Кучум в незапамятные времена, от которых почти не осталось письменных документов, а тем более воспоминаний.
«Горе побежденным!» — сказал кто-то из древних. Книги прославляют героев, а те, кто проиграл сражения, скрываются в тени.
Но тень самого Кучума до сих пор витает над равниной, где текут Тура, Тобол и Иртыш. Время от времени имя давно ушедшего хана возникает в научных спорах и даже политических дискуссиях, где стороны так изнемогут прийти к согласию. А кем он, собственно, был, этот Кучум? Все источники говорят по-разному. Каким он был? Тут еще меньше данных. Вряд ли те, кто писал о побежденном властителе Сибири, готовы были наделить его положительными чертами.
Александр Иваненко отмечает очень интересную деталь — Кучум в письмах «белому царю» Ивану IV называет себя «свободный человек». Может быть, таким он и предстанет перед в очерке Александра Иваненко, который «Тюменский курьер» предлагает вашему вниманию.
Русские к имени Кучума добавляли в разное время разные эпитеты, часто совершенно несправедливые, а хуже всех высказался известный поэт-декабрист Кондратий Рылеев в «Думе про Ермака»: «Кучум, презренный царь Сибири». Пусть эти слова будут на совести поэта, но, по-моему, он совершенно неправ. Любой царь не может быть «презренным» у своего народа. Победители же довольно часто высказываются нелицеприятно о побежденных. К сожалению.
***
Зауралье до Кучума
В XII-XIII веках у живших за Уралом народов родоплеменная организация общества стала распадаться, начали формироваться первые феодальные объединения племен — государства. В летописях и документах упоминаются наиболее крупные объединения: хантыйских племен — Кодское княжество, мансийских племен — Пелымское княжество, татар — Тюменское княжество (ханство) и ряд других мелких.
Среди первых сибирских ханов упоминается Тайбуга, который из рук монгольского хана Чингиса получил в управление земли по рекам Туре, Тоболу, Иртышу, дав взамен «клятву верности». Утверждают, что это произошло в 1220-м году.
Тайбуга построил себе на Туре столицу и назвал ее в честь покровителя Чинкидином, городом Чингиса. Постепенно это название трансформировалось в Чинки, Чимки, Чинги-Тура. Столица располагалась на Туре между впадающей в нее речушкой Тюменкой и оврагом Дедиловым (это все более поздние названия) — теперь Царево Городище. Таким образом, дата основания Тюмени-Чинги-Туры находится в XIII в. в его 20-х годах.
В первой трети XV века в Зауралье сформировалось в результате распада Золотой Орды Сибирское ханство. По преданиям, оно из прежде самостоятельных улусов, руководимых местными ханами, было собрано Хаджи Мухамедом из рода Шейбанидов. Столица ханства находилась вначале в Чинги-Туре. После неоднократной смены правителей то из рода Тайбугинов, то Шейбанидов, в 1505 г. власть захватил хан Мухаммад из Тайбугинов, он вскоре перенес столицу из Чинги-Туры на Иртыш в укрепленный городок Искер (его еще называли Кашпыком, Новой Сибирью). Он не был основателем Искера, а захватил уже существовавшее поселение (название Искер производят от Иске Ур — «старый въезд»). Этот же Мухаммад-хан разрушил свою старую столицу Чинги-Туру, и до постройки Тюмени там не было большого поселения.
Последними Тайбугинами, правившими в Сибирском ханстве, были браться Бикбулат и Ядкар, которого русские называли Едигером.
Ко времени правления Ядкара-Едигера далеко за Уралом произошли судьбоносные события: в 1552 г. войска русского царя Ивана IV Васильевича взяли штурмом г. Казань, столицу татарского Казанского ханства, и стали продвигаться на восток, к Югорскому Камню — Уральским горам. Едигер три года спустя, в 1555 г. отправил в Москву послов для поздравления Ивана Грозного со взятием Казани и Астрахани и с просьбой «прибрать к рукам» Сибирь и «назначить дань» — ясак. От себя Едигер обещал ежегодно «с каждого темноволосого человека» платить ясак по беличьей и соболиной шкурке. По словам послов, в Сибири у Едигера было 30700 человек подданных (наверное, взрослых людей).
Однако обещание Едигер полностью не выполнил. Русский царь так и не получил названного количества «пушно-мехового сырья» — «мягкой рухляди», как говорили в то время. Едигер надеялся, что Иван IV поможет ему в борьбе с другими ханами, зарившимися на его владения, но расстояния были далекие, русских войск в Предуралье не было, и помощь поступить не могла. Едигера вскоре победил, и убил вместе с братом Бикбулатом «киргизский падишах» (так тогда называли казахов) Кучум, и в Зауралье власть перешла вновь от ханов Тайбугинов к Шейбанидам. Последним представителем их на троне Сибирского ханства был Кучум.
***
На исторической арене появляется Кучум
Историки докопались, что Кучум был в тринадцатом колене потомком известного завоевателя Чингис-хана. Род Кучума восходил ко внуку Чингиса Шейбан-хану, младшему брату не менее известного Батыя. Однако прямые предки Кучума не были столь знатными и богатыми.
Национальное происхождение Кучума неясно, но Кучум не был татарином. Многие историки считают его бухарцем, а значит, узбеком. В тоже время есть сторонники казахского происхождения Кучума. В «Есиповской летописи» сказано: «Сын Муртазы Кучум из Казахской орды с очень многими своими воинами, подступив к городу Сибири и взяв его, убил Ядкара и Бикбулатэ; а сам сделался царем всея Сибирской земли». Г. Ф. Миллер писал: «… на Иртыш явился из Казахской Орды хан по имени Кучум, сын Муртазы, с войском и захватил город Сибирь». Фишер сообщал, что «в городах Сибири — Тобольске, Тюмени, Туринске, Таре… — очень много людей с бухарскими фамилиями. Некоторые полагают, что они пришли в эти края вместе с Кучумом. Однако Кучум не из Бухары, он степной казах, кочевавший между реками Жаек и Сырт». В названии Жаек угадывается Яик (р. Урал), а Сырт — Сыр-Дарья.
Вообще-то, строго говоря, в те годы казахи еще не оформились как единый народ, и то, что Кучум пришел из Казахской орды не означает, что он был казахом. Мы уже приводили сообщения летописца о насильственном и обагренном кровью двух братьев-ханов захвате власти Кучумом в Искере и Сибирском ханстве. В то же время Г. Ф. Миллер в своей «Истории Сибири» писал на основе преданий сибирских татар о приглашении Кучума на правление. Никакого кровопролития не было. Едигер умер своей смертью, осталась беременная вдова. Бывшее близкое окружение покойного хана («знатные татары») решило не ждать рождения наследника или наследницы, а позвать правителя со стороны (В русской истории, правда, при других обстоятельствах, тоже позвали на правление варягов. Рюрика, Трувора, Синеуса — в Новгород, Аскольда и Дира — в Киев). Среди татар не было единства во мнениях относительно будущего правителя, поэтому «они отправили посольство к хану Большой Бухары Муртазе, прося его прислать в князья одного из своих сыновей. Муртаза отпустил… Кучума. По прибытии он был признан ханом».
В 1569 г. царь Иван Васильевич велел выпустить из московской тюрьмы сибирского татарина Гайсу и поручил ему отвезти грамоту Кучуму, в которой напоминал: «Прежний сибирский князь Ядкар был нам послушен. Ежегодно присылал из Сибири ясак со всего добра своего». Царь хотел получать ясак и от Кучума.
В 1570 г. Иван Грозный получил ответ Кучума. Падишах, свободный человек, писал: «Отцы наши, мой и твой, понимали друг друга и торговали. Ибо земля твоя близка к нашей. Народы наши жили в мире и злобы не таили… Если хочешь, будем теперь дружить. А коли хочешь воевать, будем воевать… поскорей присылай посла»…
Бояре посоветовали царю не отвечать на такую, по их мнению, нетактичную грамоту. В 1572 г. к Ивану Грозному прибыли послы от Кучума с грамотой. Она сохранилась плохо, но часть уцелела: «По велению Аллаха и воле великого князя всея Руси Ивана Васильевича, я, Кучум падишах, кланяюсь и посылаю, как того требует старый обычай, посла своего с тысячью шкурок соболей. Пусть поклянутся наш посол с гонцом, по велению Аллаха и воле великого князя, что мы всей душой, а также все знатные мужи наши всей душой, а также простой народ наш всей душой царю и великому князю верны будем. Я, Кучум падишах, скрепляю слова эти своей тамгой. Все знатные люди Сибири поставили свои подписи…» Кучум согласился стать подданным Ивана IV.
В царскую казну от Кучума «стало поступать 10000 собольих шкурок, а еще сто полагалось сборщику ясака». В Сибирь уехал послом Третьяк Чебуков, однако близкий родственник Кучума Мухаммедкул (Маметкул) убил посла, не дав ему доехать до ставки Кучума. Случилось это в 1573 году во время похода Маметкула на Пермь. «На этом дружба закончилась. Сибирь была далеко от Москвы, удобных дорог к ней не существовало, а потому Иван не был опасен для Кучума», — заключал рассказ о попытке сближения Российского государства и Сибирского ханства при Иване Грозном и Кучуме татарский историк начала XX в. Хади Атласи в книжке «История Сибири» («Себер тарихты»), изданной в 1911 г. и впервые на русском языке — в 2005 г. в Казани.
***
Кучум — государственный деятель
После убийства посла Чебукова, к которому, скорее всего, Кучум не имел никакого отношения, он не стал повторять свои заверения в преданности «белому падишаху», остался «свободным человеком» и продолжил обустройство своих владений.
В письме Ивану Грозному в 1570 г. Кучум писал: «Земли завоевывают все народы». Этому постулату строго следовал и сам Кучум. Он постоянно округлял свои владения, особенно расширив их на восток, в земли Барабинских татар, которые, видимо, не давали организованного отпора завоевателям с запада. Его отряды ходили через Урал в пермские земли. Наиболее крупным был поход 1573 г. с целью захвата Перми под руководством Мухаммедкула (Маметкула), убившего посла Чебукова. Татары сильно пограбили строгановские земли, захватив с собой «немалую добычу и полон», т. е. пленников для продажи в рабство на азиатских и крымских невольничьих рынках.
Продолжение следует.
***
фото: Наконечники для стрел и другие предметы, обнаруженные археологами там, где стояла Чинги-Тура; Тюмень в конце XVII столетия. Гравюра