X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Информация к проекту Генерального плана городского округа город Тюмень, подлежащему к обсуждению на публичных слушаниях 28 октября 2007 г.

Экономическая база развития города
Структура хозяйственной деятельности. Генеральным планом предусматривается развитие Тюмени как многофункционального административного, промышленного, транспортного, научного и культурного центра. Рост промышленного производства прогнозируется преимущественно за счет развития электроэнергетики, стройиндустрии и пищевой промышленности.
Сохраняются функции Тюмени как транспортного, научного и образовательного центра, ориентированного на обслуживание хозяйственной деятельности трех субъектов Тюменской области. Значение Тюмени как образовательного и культурного центра усиливается в рамках программы создания национального университета.
Численность населения города на начало 2005 года составила 566,5 тыс. чел. В последние годы отмечалась естественная убыль населения, а также неустойчивый баланс миграционного притока и оттока. Рост населения города на перспективу связывается преимущественно с прогнозируемым миграционным оттоком населения из северных округов.
Основанием для составления прогноза послужили:
— отраслевой прогноз ожидаемого сокращения численности занятых в нефтегазодобывающем секторе экономики;
— характеристика существующих производственных и непроизводственных функций северных городов;
— демографический потенциал (возрастная структура населения, характер естественного движения);
— характер внутрирегиональных и межрегиональных миграционных процессов;
— приоритетное социально-экономическое развитие Тюмени будет способствовать сохранению характера миграционных процессов на юге области.
В процессе разработки генплана Координационным советом при губернаторе Тюменской области была определена необходимость принятия проектных параметров развития города с учётом многочисленной категории временного населения, а также резервирование территорий под более крупный масштаб развития Тюмени. Таким образом, проектная численность населения г. Тюмени в проекте генерального плана принята согласно протоколу «Совещания по вопросу разработки генерального плана города Тюмени» от 04 октября 2005 г. (г. Тюмень) в следующих параметрах: ч Современное состояние — 600 тыс. человек I очередь строительства (2015 г.) — 650 тыс. человек Расчётный срок (2025 г.) — 750 тыс. человек Перспектива (2040 г.) — 1 миллион человек Структура жилищного строительства. На начало 2005 г. жилищный фонд г. Тюмени составлял 12254 тыс. кв. м, в том числе ветхий и аварийный — 208 тыс. кв. м. Жилищная обеспеченность — 21,6 кв. м/чел. Жилищное строительство в г. Тюмени характеризуется крайне высокими темпами роста: за 2004 год организациями всех форм собственности и населением построено 361,1 тыс. кв. м общей площади жилых домов.
Прогноз жилищного строительства в городе и его ближайшем окружении в течение расчетного срока генерального плана составлен с учетом ожидаемого увеличения темпов жилищного строительства с 400 до 500 тыс. кв. м/год и с учетом сложившегося спроса на территории для многоквартирной и индивидуальной застройки в соотношении 60/40. Таким образом, технико-экономические показатели принимаются:
— на 1-ю очередь строительства — жилищная обеспеченность 26 кв. м/чел. жилой фонд 16,9 млн. кв. м, объемы нового строительства за десятилетний проектный этап 4,6 млн. кв. м, подлежащие новой застройке либо реконструкции территории — 2 тыс. га;
— на расчетный срок — жилищная обеспеченность 32 кв. м/чел. жилищный фонд -24,0 млн. кв. м, объемы нового строительства за десятилетний проектный этап — 5,1 млн. кв. м, подлежащие новой застройке либо реконструкции территории — 4 тыс. га.
***
Архитектурно-планировочное решение
Территориальное развитие города. Предусматривается концентрическое территориальное развитие города с формированием кольцевой транспортно-планировочной структуры, обеспечивающее оптимальную коммуникационную доступность районов новой застройки. С учетом градостроительной ценности территории и планировочных особенностей сложившейся городской среды основные направления территориального развития принимаются на расчетный срок:
а) северо-западное направление — преимущественно малоэтажная жилая застройка;
б) северо-восточное направление — развитие производственной зоны вдоль Велижанского тракта и сочетание многоквартирной и коттеджной жилой застройки вдоль Тобольского тракта;
в) освоение левобережной поймы р. Туры от Бухарской Слободы до совмещенного моста под общественный центр областного значения с сопутствующей многоквартирной жилой застройкой;
г) западное направление — отдельные участки малоэтажной жилой застройки, а также развитие промзоны в районе Утешево;
д) южное направление — сочетание общественной, многоквартирной и коттеджной жилой застройки. Многоквартирная застройка формируется в пределах существующей обходной автодороги, коттеджная — в основном за ее пределами, формируя полосу освоения Московский — Патрушево;
е) восточное направление — развитие производственных территорий Восточной промзоны, развитие жилой застройки в районе Лесобазы;
ж) выборочная реконструкция малоценного усадебного фонда в центральной и зажелезнодорожной частях города.
На перспективу жилая застройка размещается преимущественно на территориях между контуром застройки на расчетный срок и дальним автодорожным обходом, а также на намывных территориях в районе оз. Турбеково.
Планировочная структура. В основу проектной транспортно-планировочной структуры города положено:
1. Сохранение элементов регулярной и веерной планировочной структуры сложившихся районов с развитием их в районах новой застройки.
2. Транспортно-планировочная структура города в целом запроектирована радиально-кольцевой. На 1-й очереди проектирования это достигается за счет завершения формирования ближнего автодорожного обхода города, в пределах которого будет осуществляться основной объем нового строительства. На перспективу намечено строительство дальнего автодорожного обхода, ограничивающего все площадки сложившегося и перспективного освоения.
Функциональное зонирование. На проектируемой территории можно выделить следующие функциональные зоны: I. Селитебная зона:
1. Жилая зона.
2. Зона преимущественно общественной застройки:
а) зона общегородского центра;
б) зона районных подцентров;
в) зона объектов социального назначения общегородского значения.
3. Зона зелёных насаждений общего пользования.
II. Промышленно-коммунальная зона.
III. Зона запрещения нового жилищного строительства.
IV. Зона коллективных садов.
V. Зона транспортно-инженерных коммуникаций.
VI. Территории, не занятые градостроительной деятельностью.
1. Селитебная зона
1. Жилая зона включает участки существующей сохраняемой и новой жилой застройки. Новое строительство намечается частично на свободных, частично на реконструируемых территориях. Для нового жилищного строительства проектом предлагается три типа жилья: многоквартирное секционное, коттеджное (усадебное) и смешанная жилая застройка, сочетающая вышеуказанные типы жилья.
В жилой зоне размещаются все необходимые для культурно-бытового обслуживания населения учреждения, а также выделяются места для рекреации и занятий спортом.
Проектом не предусматривается жёсткая регламентация новой жилой застройки (размер участков индивидуальной застройки, тип жилья, материал стен может быть принят по решению органов местного самоуправления). Тем не менее в составе генерального плана территории центра города, зажелезнодорожной части (до обходной автодороги), Заречные микрорайоны, а также ряд значимых в композиционном отношении узлов рекомендованы под многоквартирную секционную застройку.
Смешанная жилая застройка формируется преимущественно на выборочной реконструкции индивидуального жилого фонда в тяготеющих к центру города районах.
2. Зона преимущественно общественной застройки:
а) зона общегородского центра. В условиях, когда ул. Республики — основная ось общественной застройки — переуплотнена объектами общегородского значения, предусматривается развитие новых комплексов центроформирующих объектов. К основным из них могут быть отнесены:
— левобережная пойма р. Туры в районе мкр. Заречный — административные и торгово-коммерческие функции (новый административный центр области);
— левобережная пойма р. Туры в районе оз. Алебашево — образовательный центр (национальный университет) с сопутствующими офисно-деловыми и досуговыми функциями (технопарк);
— правый берег р. Туры — преимущественно торгово-коммерческие и досуговые функции (формирование речного фасада);
— район ДОКа — резерв под развитие общегородского центра в продолжение ул. Республики;
— район к югу от обходной автодороги — развитие торгово-коммерческих функций на основных автотранспортных въездах в город;
б) зона районных подцентров. Ее элементы формируются во всех существующих и новых районах города;
в) зона объектов социального назначения общегородского значения включает территории, резервируемые для размещения высших и средних учебных заведений, учреждений здравоохранения, спортивных и рекреационных учреждений.
3. Зона зелёных насаждений общего пользования. Проектом предлагается:
— создание единой системы (каркаса) зеленых насаждений, связывающей отдельные зелёные массивы между собой и реализующей богатейшие ландшафтные возможности города;
— сохранение особо охраняемых природных объектов;
— основная общегородская рекреационная зона предусматривается к формированию в районе оз. Круглое;
— намечена организация дендропарка на подлежащих рекультивации золоотвалах в восточной части города;
— в пределах расчетного срока намечено сохранение пойменных территорий вне центральной части города в качестве озелененных.
Предусматривается включение озелененных и обводненных территорий в структуру районов новой застройки.
II. Промышленно-коммунальная зона
Основные промышленные и коммунальные предприятия города сосредоточены в Северном, Западном, Прибрежном и Восточном промышленных районах города. Часть производственных площадок расположена дисперсно в центральной и иных частях города.
Проектом предлагается:
1. Продолжение процесса выноса промышленных предприятий из центра города и береговой зоны р. Туры, в том числе завода пластмасс, овчинно-меховой фабрики, фанерного комбината, ДОКа и ряда других.
2. Дальнейшее развитие Восточной промзоны с выносом в неё ряда предприятий из центральных районов города. Организацию новых промышленных и коммунальных площадок рекомендуется производить в соответствии с классом их вредности, максимально сокращая вредное воздействие их на селитебные территории.
3. Упорядочение и уплотнение Северного и. Западного промузлов.
III. Зона запрещения нового жилищного строительства
В условиях г. Тюмени носит фрагментарный характер. Устанавливается на основе санитарно-защитных зон от промышленных и коммунально-складских предприятий города. В этой зоне разрешается строительство общественных зданий, размещение защитных зеленых насаждений, коммунальных предприятий более низкого класса санитарной вредности. Ветхий жилой фонд, попадающий в санитарно-защитную зону, подлежит первоочередному сносу.
IV. Зона коллективных садов
Занимает обширные территории в северной и западной частях города. Генеральным планом предусматривается преимущественное сохранение садов, допускающее их поэтапное преобразование в малоэтажную жилую застройку.
Предусматривается пробивка коммуникаций общегородского значения, проведение необходимых инженерных мероприятий.
V. Зона транспортно-инженерных коммуникаций
Включает:
— территории городской магистральной улично-дорожной сети — систему улиц, дорог, площадей, транспортных искусственных сооружений;
— территории внешнего транспорта — систему подходов внешних автодорог, полосу отвода железной дороги общего пользования, территорию аэропорта Рощино. Объекты обслуживания автомобильного и водного транспорта отнесены к предприятиям производственного назначения;
— коридоры магистральных инженерных коммуникаций.
VI. Территории, не занятые градостроительной деятельностью
К их числу относятся: городские леса, леса гослесфонда, заболоченные и с/х угодья.
Леса различных категорий пользователей входят в систему зеленых насаждений города в качестве природных ландшафтов. Сельскохозяйственные угодья в черте города сохраняют свою функцию на расчетный срок, но в то же время являются резервом для градостроительного освоения на перспективу. Освоение заболоченных угодий не предусматривается.
Леса гослесфонда на территории городского округа относятся к ценным защитным лесам: санитарной охраны курорта «Тараскуль» и лесопарковой части зеленой зоны города. Предусматривается их сохранение в качестве средорхранных, допускающих регламентированное рекреационное использование.
Сохранение историко-культурного наследия. Наибольшая концентрация памятников истории и культуры приходится на территорию исторического центра города. Предусматривается:
— сохранение ценных в историко-культурном отношении элементов застройки, перенос отдельных объектов из реконструируемых районов в соответствующую градостроительную среду;
— организация историко-культурного комплекса в ядре исторического центра (в районе улиц Челюскинцев — Советская) с пешеходной улицей Дзержинского;
— развитие на базе историко-культурного комплекса туристских и сервисных функций.
***
Транспортная инфраструктура
Улично-дорожная сеть. Основу проектной транспортной сети составит система магистралей непрерывного движения, трассируемых с основных внешних направлений по обходу центра города. К ним отнесены Тобольский тракт — ул. Магистральная, Ялуторовский тракт — ул. 50 лет ВЛКСМ — Товарное шоссе — аэропорт Рощино, Велижанский тракт — микрорайон Заречный, ул. Монтажников — район ТЭЦ-1 — Совмещенный мост — Северная промзона. Непрерывность движения будет обеспечена как за счет строительства транспортных пересечений в разных уровнях, так и за счет организации саморегулируемых пересечений.
Предусматривается завершение формирования первого обходного кольца, связывающего все внешние направления автодорог, включающего существующий юго-западный обход, строящийся северный обход, а также предлагаемую трассу от п. Дорожный через Восточную промзону в район ТЭЦ-1. На перспективу резервируется территория для строительства второго обходного кольца.
Предусматривается создание системы магистралей регулируемого движения в районах новой застройки.
Внешний транспорт. Предусматривается сохранение устройств железнодорожного транспорта с выносом функции обработки опасных грузов со станции Войновка в пригородную зону, вынос функции обработки грузов в смешанном сообщении со станции Тюмень на станцию Войновка, а также строительство южного железнодорожного обхода Тюмени. Намечен вынос устройств речного порта из центра города в район д. Паренкина и ликвидация малого аэродрома Плеханово. Предусматривается технологическое развитие аэропорта Рощино, пригодного для приема всех типов воздушных судов.
Городской общественный транспорт. На расчетный срок не намечено развитие новых видов общественного транспорта. Предусматривается развитие троллейбусных линий в зажелезнодорожном районе и вынос троллейбусного движения с ул. Республики на участке от ул. Херсонской до ул. Профсоюзной на ул. Полевую.
К перспективным мероприятиям отнесено строительство линии внеуличного транспорта (в тоннеле мелкого заложения) от ул. Полевой по ул. Республики до автовокзала.
Департамент градостроительной политики администрации города Тюмени

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта