Завод с мужским характером и женскими руками
Оборудование московского завода АТЭ-2, калужского завода электрооборудования и ленинградских электротехнического и карбюраторного заводов прибыло в Тюмень во время войны.
Эти эвакуированные предприятия и составили основу Тюменского завода автотракторного оборудования. Сегодня АТЭ — это современное промышленное предприятие.
2001 год для завода юбилейный — исполняется 60 лет со дня его образования. 31 декабря 1941 года и.о. директора завода подписал приказ N 1, были оформлены первые работники: начальник производственного отдела, главный бухгалтер, начальник штамповочного цеха…
У завода за плечами не только славное огневое прошлое и солидный возраст. Сегодня АТЭ поставляет на всю Россию современное оборудование для различных автомобилей, сельскохозяйственной и военной техники.
Нет качественных изделий — нет лица завода, а нет людей — нет и изделий, говорит директор по экономике и финансам Юрий Налобин. За сложными названиями электрооборудования, которое выпускает завод, стоит труд тысяч людей. Кадры — гордость руководства. Из 1100 человек, работающих на предприятии, половина имеет стаж от 15 лет и больше. Eсть рабочие, посвятившие заводу 40 лет жизни.
35 лет проработала на АТЭ Нина Устюгова — контролер на сборочном конвейере. Eжедневно через руки Нины Николаевны проходит около четырех тысяч автомобильных катушек зажигания. Выдержит ли катушка давление в 760 миллиметров ртутного столба? Для этого ее проверяют на герметичность в вакуумном бачке. Бракованное изделие Нина Николаевна определяет на. глаз: вытекает масло, скол на крышке… Остальные продолжают свое движение по конвейеру. Нина Николаевна может отличить неполноценную катушку и по весу. Малейший недопив трансформаторного масла руки контролера за много лет научились определять с точностью весов.
Тележка с браком заполняется медленно. Катушка зажигания — весомое изделие для завода. 800 тысяч катушек в .месяц, это составляет 45% всего объема продаж, поэтому требования к качеству высоки.
С серебром высокой пробы работает каждый день Eлена Воронцова. Заклепать контакт из серебра — тонкая, ювелирная работа. Мельчайший серебряный шарик осторожно укладывается под пневматический пресс. Одно движение педалью, и рычаг датчика уровня топлива готов. Сотни датчиков в день — к вечеру от напряжения слезятся глаза…
Свечи и катушки зажигания, коммутаторы, электробензонасосы, инжекторная система впрыска… «Машина — сложнейший агрегат, она должна безупречно работать в любых условиях: при перепадах температур, при тряске, в грязь, в дождь… — во время экскурсии Юрий Налобин объясняет предназначение сложных приборов с труднопроизносимыми названиями. — В ней воплощено столько интересных технических решений», — у Юрия Георгиевича загораются глаза. Говорить об автомобилях с трепетом в голосе может только мужчина.
Обойдя несколько цехов, мы поняли: мужчины на заводе АТЭ — редкость. За исключением нашего провожатого, директора по экономике и финансам, с мужчинами удалось пообщаться только на автоматно-механическом участке. 70% работающих на заводе — женщины. Мужчины, по словам Юрия Налобина, заняты на более квалифицированной работе — в инструментальном цехе, на сложных станках. Мужские специальности — наладчики, водители, слесари;1-начальники участков…
Литейно-прессовой цех, цех распределителей и бензонасосов, катушек зажигания… Чтобы обойти территорию завода, потребовалось полтора часа. В пятницу штамповочный цех закончил свою работу раньше обычного. В связи с предстоящим юбилеем в цехах проводятся праздничные вечера. За чашкой чая в штамповочном в пятницу встречали гостей — пенсионеров и ветеранов труда завода.
За 60 лет удалось сохранить главное — трудовой коллектив, который чтит свои традиции со дня основания завода.
***
фото: Контролер Нина Устюгова