Антон Шароев: «Я рад, что работы много!»
О появлении в Тюмени маленького оперного театра «Пикколо» широкая публика впервые узнала в декабре 2006 года. Тогда руководитель театра, главный дирижер Тюменской государственной филармонии Антон Шароев и просветил многих горожан: прототипом «Пикколо» являются крохотные театрики, которыми так изобилует Италия.
Послушать первую монооперу «Пикколо» – «Человеческий голос» Франсиса Пуленка – пришло полгорода, о ней писали в газетах, вещали с телеэкранов. Следом за ней – опера «Служанка-госпожа» с московским певцом Владимиром Огневым. А потом – тишина.
– Слишком много «палок в колеса», – грустно объясняет Антон Шароев. – Знаете, у меня немало разных замыслов и идей, интересных для Тюмени, новых. Однако воплотить их сложно. «Человеческий голос», к примеру, и хвалили, и ругали, но никто не захотел оказать поддержку, например, дать «Пикколо» сцену для выступлений. Впрочем, я отчасти понимаю: опера в Тюмени – дело новое. Вдруг не окупится? А мне, конечно, было обидно. После того, как выяснилось, что все люди, на чью помощь я рассчитывал, создавая «Пикколо», от меня отвернулись, я попал в больницу. А еще я многим не нравлюсь…
– Ну, вы – не денежная купюра, чтобы абсолютно всем нравиться.
– Пожалуй. Еще мне однажды сказали, что я отбрасываю слишком большую тень – в переносном смысле, конечно. А многие не хотят быть в тени, потому и не любят.
Однако Антон Георгиевич заговорил о «Пикколо» сейчас не просто так, а по поводу.
– Повод, наконец, радостный. Администрация Тюменской области во главе с Владимиром Якушевым согласилась оказать поддержку моему оперному театру. Думаю, поводом послужило приглашение «Пикколо» во Францию. Наконец, стало понятно: то, что я делаю здесь, скорее всего, выйдет за пределы не только города, но и страны. Мы повезем в провинцию Бретань (западная часть страны) оперу «Человеческий голос». Оксана Дегтярева, певица, которая занята в опере, сейчас активно берет уроки французского, чтобы исполнять оперу на языке оригинала. Волнуется очень… Но возвращаюсь к поддержке, которую оказывает правительство области… Я очень благодарен, что на «Пикколо», наконец, обратили внимание. Теперь у меня есть заказ на 3 оперы в 2008 году. И одна лучше другой, я вам скажу. Первая – «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова. А петь будет Владимир Огнев. Причем, он исполнит партии и Моцарта, и Сальери – такого вообще никогда не было! Вторая опера – украинского композитора Евгения Станковича на либретто Бориса Олейника – еще не имеет названия. Третья – самая интересная, поэтому расскажу о ней подробнее. Это первая русская комедийная опера «Санкт-Петербургский гостиный двор», автором которой является придворный композитор Екатерины Великой Василий Пашкевич. И это не просто опера, это настоящий музыкальный спектакль с танцами, с торговыми рядами, с зазывалками продавцов и старорусским свадебным обрядом. Я пригласил поучаствовать в постановке фольклорный ансамбль под руководством профессора Ирины Карабулатовой. Они делают потрясающие вещи и идеально впишутся в рамки оперы.
– А проблема со сценой для «Пикколо»?
– Решена. Новое здание театра драмы с его малым залом идеально подойдет для нашего маленького театра. С директором Владимиром Коревицким мы договорились, что в дальнейшем на основании контракта «Пикколо» будет давать там спектакли. А вообще, мы очень мобильны: оркестр из шести человек, один вокалист, минимум декораций. Можем собраться и отправиться в любой город, причем быстро.
Есть и другие хорошие новости. Жизнь не стоит на месте, я постоянно езжу по городам: то здесь, то там приглашают дирижировать. Но сейчас для меня вообще настала горячая пора. Главный симфонический оркестр Украины пригласил меня выступить с ними в Киеве, скоро еду туда. Концерт будет в колонном зале филармонии. Я, таким образом, пополню парад иностранных дирижеров, которые когда-либо играли с этим оркестром. Приятно. Потом возвращаюсь буквально на один день в Москву и улетаю в Париж. Грядет и концерт с ансамблем «Барокко» в главном католическом храме Москвы.
– Режим для вас привычный?
– Чтобы столько концертов и перелетов сразу – давно не было. А вообще, езжу очень много. Дома, в Москве, бываю редко и, как правило, в течение нескольких дней. В лучшем случае – недель. Я вообще живу, как бомж! Когда дом и нигде, и везде. А кто-то назвал меня гражданином мира. Может быть…
– Помимо оперы, что-нибудь новое для тюменцев готовите?
– Да. 24 ноября в филармонии начнет действовать еще одна моя затея – музыкальный дискуссионный клуб: «Прошлое, настоящее и будущее музыки». В истории филармонической деятельности нашей страны такое случится впервые.
Я пока затрудняюсь сказать, в каких временных рамках пройдет заседание, потому что планирую дать слово всем, кто захочет высказаться. Музыкантам, художникам, людям театрального искусства и даже бизнесменам. Вы знаете, что в Тюмени есть такие бизнесмены, которых легко можно назвать истинными знатоками музыки, обладателями потрясающих фонотек? Столкновение мнений – это всегда очень интересно. Публика тоже сможет задать свои вопросы мне или кому-то из деятелей культуры, попросить что-то объяснить, о чем-то подробно рассказать.
Так что предстоит год, насыщенный работой. Я так рад, что она не кончается, что ее много!
***
фото: Антон Шароев; Оксана Дегтярева исполняет главную роль в опере «Человеческий голос».