Судьба потомков падишаха Кучума
Падишах Сибири Кучум* имел многочисленное семейство. О судьбе отдельных его членов сохранились некоторые сведения в российских документах, исторических книгах.
МаметкулМаметкул Маметкул Первым был захвачен в 1583 г. казаками еще ермаковского отряда Маметкул, племянник Кучума (его имя также пишут Мухаммедкул, Магмет-Кул, Мохаммад-Кули). Годы жизни его укладываются в период между 1550 и 1620-м.
Взяли в плен его казаки Грозы Иванова на р. Вагай и 28 февраля доставили в Искер. «Ермак встретил врага своего приветливо, пообещал, что царь ему поможет, – писал Хади Атласи. – Мухаммедкула отвели в специальное помещение и стали неусыпно охранять. Ермак срочно снарядил в Москву гонца с вестью о пленении Мухаммедкула. Он спрашивал царя, как с ним быть».
В Москву Маметкула доставил Гроза Иванов с небольшим отрядом казаков. Царем уже был Федор Иванович, он «обласкал» Маметкула, «пожаловал ему шубу с сукном добрым».
Уже в ноябре 1585 г. Маметкула назначили первым воеводой полка левой руки в походе русской армии на шведов в Прибалтике. В 1591 г. он опять находился в Новгороде, готовясь к новому походу, в 1598 г. в г. Серпухове участвовал в невиданно пышном приеме послов от крымских татар.
Хади Атласи писал: «Судя по свидетельствам историков, Мухаммедкул прожил в России весь остаток своей жизни и был уважаем русскими». В личную собственность Маметкулу были пожалованы земли в Ярославском уезде.
Абульхаер
Сын Кучума Абульхаер (АбдулХаир) попал в плен во время похода князя Мосальского из г. Тары 1 августа 1591 г., с ним захватили и его двух жен. Они также были отправлены в Москву. Абульхаера царь Федор Иванович использовал, чтобы склонить отца покориться русским. В 1597 г. Абульхаер с позволения царя писал отцу, «уговаривал отца покориться царю Федору и приехать в Москву. Писал, что им с Мухаммедкулом очень хорошо живется в России, что падишах дал им города и земли, что очень многие падишахи, покорившись Федору, состоят у него на службе». Так писал Хади Атласи.
Однако Кучум «не унизился до того, чтобы свою свободу, которую ценил превыше всего, променять на что-то другое», и не пошел на поклон к царю Федору.
Али, он же Алей
Сын Али (русские называли его Алей) в 1585 г. после гибели Ермака послан был Кучумом захватить опустевший Искер, что и сделал. Однако вскоре его изгнал Сейдяк-хан. Али вернулся к отцу на р. Ишим.
В 1598 г. тарские воеводы окончательно разбили отряд Кучума. Избежали плена только сам Кучум и Али, стоявший на р. Обь. Его называли старшим сыном Кучума. В 1601 г. Али объявил себя сибирским ханом и возглавил сопротивление русским отрядам. С ним были другие сыновья и внуки Кучума, которых обобщенно называли Кучумовичами. Они нападали на земли, занятые русскими по р. Ишиму, достигали Тюменского уезда и грабили русское и татарское население. Последний набег отмечен в 1607 г.
В августе того же года отряд Назария Изъединова ходил на р. Ишим против царевича Алея. Поход удался: «взял алееву жену саму третью с детьми, да Азима царевича, да алееву сестру и привез их на Тюмень». Алей ускользнул, но в следующем году взяли в плен и его. Все семейство Алея тоже отправили в Москву. В это время в Москве было «смутное время», на престоле сидел царь Василий Шуйский, на его место претендовал человек, известный как Лжедмитрий первый… Царю было не до потомков Кучума, и в деталях их судьба неизвестна. Есть сведения, что царевич Алей умер в остроге в 1618 г.
Алей был последним претендентом на Сибирское ханство. Он позже всех сдался в плен, но попал в Москву в крайне неудачное время, и доля его была незавидной. Ему не повезло больше других.
Жены и дети
В бою 20 августа 1598 г. воеводе Воейкову удалось разбить отряд Кучума и взять в плен его семью. Среди них были сыновья: Асманак – 30 лет; Шаим – 20 лет; Бипадишах – 8 лет; Мулла – 4 года; Комеш – 1 год (Странно – молодые были дети у Кучума. Считается, что сам он родился между 1510 и 1512 годами, так что в 1598 г., когда взяли в плен его семью, Кучуму было 86 лет! Удивительные способности в такие-то годы на ниве деторождения!).
Кроме них, были жены и дочери: Солтаным – старшая жена с дочерью Толынбике, 3 года; Соедижан с дочерьми Дорерпадишах, 10 лет, Матур, 6 лет, и Караджан, 3 года; Джандаулат, бездетная; Актолын с дочерью Гульсафат, 14 лет; Аксорек с дочерью Асыфсолтан; Шегляли с дочерью Асыфсолтан, 11 лет; Кубыл, бездетная; Чебашан, мать попавшего в плен в 1591 г. Абульхаера. Была пленена еще восьмая дочь Кучума Кумыз и две невестки с детьми.
В плен взяли восемь жен хана, хотя в разных русских источниках называют разные цифры – от двух до восьми. Историк Хади Атласи сомневался, что хан имел восемь жен: «Мы же знаем, что хан Кучум был вовсе не из тех темных ханов, которые понятия не имели об исламе… Такой человек не мог нарушать законы шариата, который позволяет иметь не более четырех жен… Думается, что не все перечисленные здесь женщины были женами, были среди них и наложницы».
20 сентября 1598 г. тарский воевода Воейков сообщил в Москву, что «домочадцы Кучума выехали в столицу».
Хади Атласи закончил свою «Историю Сибири» пессимистичным сообщением: «Пережив много моральных и материальных унижений, они, спустя какое-то время, были разлучены и сосланы в разные места».
Однако Н.М. Карамзин в «Истории государства Российского» описывает эти события несколько иначе (кн. IV, с. 159-160, 1994, Ростов-на-Дону): «Воейкова наградили золотой медалью, а его сподвижников деньгами; велели привезти знатных пленников в Москву и дали народу удовольствие видеть их торжественный въезд (в генваре 1599). Жены, дочери, невестки и сыновя Кучюмовы (юноши Асманак и Шаим, отрок Бабадша, младенцы Кумуш и Молла) ехали в богатых резных санях; царицы и царевны в шубах бархатных, атласных и камчатных, украшенных золотом, серебром и кружевом; царевичи в ферезях багряных, на мехах драгоценных; впереди и за ними множество всадников, детей боярских, по два в ряд, все в шубах собольих, с пищалями. Улицы были наполнены зрителями, россиянами и чужеземцами. Цариц и царевичей разместили в особенных домах, купеческих и дворянских; давали им содержание пристойное, но весьма умеренное; наконец отпустили жен и дочерей ханских в Касимов и в Бежецкий Верх, к царю Ураз-Магмету и к царевичу сибирскому Маметкулу, согласно с желанием тех и других. Сын Кучумов, Абдул-Хаир, взятый в плен еще в 1591 году, принял тогда христианскую веру и был назван Андреем».
Таким образом, многочисленное семейство «свободного человека Кучума падишаха» благополучно соединилось в Москве в первые годы правления царя Бориса Годунова, который сам «был потомком Чет Мурзы, бежавшего из Золотой Орды в 1329 г. в Москву и крестившегося там». И не были они «разлучены и сосланы», а разъехались в две российские местности, где уже тогда компактно проживали татары, выехавшие по разным причинам из Казани – г. Касимов и г. Бежецкий Верх.
Возможно, и теперь в этих местах и в Москве живут потомки падишаха Кучума, царя сибирского.
Сузге
Осталось сказать несколько слов о самой известной жене Кучума – Сузге. Сохранилось предание, что Кучум не держал своих жен вместе, каждая жила в отведенном ей укрепленном городке. Место проживания Сузге – ее называли любимой женой хана – находилось в городке Сузге-тура (город Сузге), располагавшемся на правом берегу Иртыша в 9 км ниже места впадения р. Тобола в р. Иртыш. Городок взяли казаки Ермака, но царица Сузге не пожелала сдаться в плен и заколола себя кинжалом.
Прославил Сузге тобольский поэт П.П. Ершов. Он в 1838 году написал о ее судьбе одноименную поэму на основе татарского предания. Имя Сузге закрепилось в названии железнодорожной станции Сузгун, расположенной на левом берегу Иртыша перед самым железнодорожным мостом через реку. Есть и поселок Сузгун на левобережье.
Само место, где располагался городок Сузге-тура, разрушено при строительстве железной дороги Тюмень-Тобольск, однако еще в 1940-1950-е гг. известные археологи В.Н. Чернецов и В.И. Мошинская провели там раскопки и обнаружили остатки материальной культуры, относящиеся к XII-VII векам до новой эры, т.е. люди жили на этом месте около трех тысяч лет назад, когда в далеком Египте строили пирамиды. Эту культуру археологи назвали Сузгунской, так что имя Сузге известно и в археологии тобольских окрестностей.
Говорят, что и в Тюмени живут люди, ведущие свой род от кого-то из Кучумовичей, кого в начале XVII в. не взяли в плен и не увезли в почетную ссылку в Москву.