«Фанерка»
Наше путешествие по Большой Заречной подходит к концу. Рассказ о первой промышленной улице Старой Зареки завершает репортаж с фанерного комбината. Поместному, «фанерки».
Все начиналось со спички…
Комбинат ведет свою историю от спичечной фабрики, построенной в 1904 году купцами Ворожцовым и Логиновым. Многие рабочие фабрики участвовали в Гражданской войне на стороне красных. По ее окончании, после разрухи, фабрика была восстановлена одной из первых. Но случилось несчастье – будто в оправдание своего названия – «Пламя» – она сгорела.
В 1934 году спичечное производство прекратили и вместо фабрики построили большой фанерный комбинат. С первых дней Великой Отечественной войны труженики ТФК начали выполнять заказы для фронта: дельтафанеру и авиафанеру, необходимые для производства самолетов ЛАГГ-3, ЯК-3; корпуса для фугасных мин; лыжные установки для артиллерийских систем. В связи с увеличением объема работ, предприятие было отнесено к первой категории и получило название «Тюменский авиафанерный комбинат N 15». Сейчас предприятие специализируется на выпуске фанеры марки «ФК», «ФБС-К» и «ФБС-К1».
***
Фанерный мир
На комбинате трудится около 800 человек. Возможно, производство и живописные виды – вещи несовместимые, но «фанерка» выглядит именно живописно: старые кирпичные корпуса, много людей, высокие стопы бревен на берегу реки…
В очереди на разгрузку стоит целая колонна грузовых машин. Приемщики говорят, что в день на комбинате перерабатывают 400-500 кубометров леса. Зимой эта цифра доходит до тысячи. Основным сырьем, как и прежде, является береза.
– Самая прочная древесина, – объясняет наш гид, технолог Татьяна Голякова. – Березовая фанера ценится.
… Большой кран подхватывает железной клешней связки бревен, словно спички, и опускает в резервуары с горячей водой (она постоянно подается из котельной). Получается что-то вроде «джакузи» для березы.
– Чтобы древесина стала пластичнее и лучше лущилась, бревна распаривают, – комментирует Татьяна Ефимовна. – На транспортере их доставляют в распилочный цех, где обрезают до нужной длины. Если не боитесь, зайдем.
Распилочный цех, как оказалось, почти полностью занимает огромная пила. Впиваясь в распаренную древесину, она с размеренного жужжания переходит на тонкий визг.
Вообще, комбинат кажется этаким домом для великана, где все рассчитано на очень больших людей: громоздкие шумные машины, высокие, темные потолки в цехах.
Работа считается вредной, поэтому фабричным рабочим в обед выдают по полтора литра молока.
Наш гид Татьяна Ефимовна снимает теплую куртку: в цехах жарко, тяжело пахнет распаренным деревом. На лущильных станках бревна «разматывают», как рулон бумаги, слой за слоем, и получают шпон. Влажный и мягкий, его отправляют сушиться в печь. На подаче – Клавдия Попова, она тридцать лет трудится на комбинате. К сожалению, отвлечься от работы сушильщица не смогла. «У меня напарница на обеде. Я одна», – объяснила она сквозь шум машины.
Есть на «фанерке» и молодые рабочие, особенно в сортировочном цехе. Серьезных навыков на сортировке не требуется, главное – знать государственный стандарт 3916.196. Сортировщица Зиля кружится среди листов шпона легко и быстро, будто танцует. Она здесь два года. Говорит, что пришла на комбинат без специального образования, но тут всему научили.
Технолог Татьяна Голякова прикидывает: чтобы склеить шпон в фанерные листы, в день уходит 6-7 тонн клея. Это делают на трех прессах при температуре выше ста градусов. Потом готовую фанеру обрезают, шлифуют, сортируют и в упаковках отправляют на склад.
***
Больше 20-ти лет на «фанерке»
На комбинате есть машина, которой больше полувека. Она была доставлена сюда с Уралмаша в начале Великой Отечественной. «УЗТМ» был рассчитан на военные нужды. Сейчас на нем прессуется бакелизированная фанера «ФБС-К» и «ФБС-К1» форматом 5650х1250 миллиметров. Она обладает высокой устойчивостью к различным погодным условиям, поэтому используется в производстве износостойких материалов.
Управляет прессом Галина Кузнецова. Галина больше двадцати лет работает на ТФК. Закончила лесотехникум в Талице и приехала в Тюмень. От комбината дали ей квартиру в Заречном микрорайоне.
– Первый день работы помню, как будто вчера было, – рассказывает Галина Павловна. – Проходила мимо сушилок, и чувствовался запах свежего хлеба… Сначала боялась всего – молодая была. А теперь смотрю, вся жизнь прошла на комбинате, сколько сил отдано этому делу…
***
Жизнь на ТФК идет полным ходом. Все цеха полноценно работают. И уже осваивается новая площадка комбината в районе Лесобазы. По словам Татьяны Голяковой, производство там еще не запущено, идут пуско-наладочные работы. В новом корпусе будут вырабатывать большеформатную фанеру.
***
фото: справа – Валентина Бухаркина, бригадир склеечного цеха; распаренные бревна по конвейеру отправляются в цеха; слева – свежее сырье; сортировщица Зиля; сорт фанеры отпределяют с помощью деревянных молоточков.