Тонкие связи
Первая женщина тюменского телевидения появилась на экране обнаженной.
Это было пятьдесят лет назад. Для пробного телеизображения технари, дежурившие на пульте запуска, выбрали репродукцию «Спящей Венеры» Джорджоне. То ли у них под рукой не оказалось другой картинки (тут же возникает вопрос, почему именно эта картинка оказалась под рукой), то ли «Венера» лучше прочих отвечала требованиям момента.
В память о легендарном событии руководство ГТРК «Регион-Тюмень» поместило репродукцию картины Джорджоне (не ту, пятидесятилетней давности, а другую, поновее и покрупнее) в холле административного здания. Посетители могут оценить выбор первопроходцев тюменского телевидения, а затем убедиться в художественном вкусе продолжателей дела.
Во-первых, рядом с репродукцией висит зеркало: отражает проходящих мимо сотрудниц компании, не менее прекрасных, чем античная богиня, но более одетых. Во-вторых, коридор справа от богини демонстрирует картины тюменских мастеров.
А если бы вместо «Венеры» на экраны выдали портрет генсека? «Явление Христа народу»? «Над вечным покоем»? «Последний день Помпеи»? Мало ли какой шедевр может попасть под руку вершителю истории. Совсем другие смыслы открылись бы в тюменском телевидении. Другие лица отразились в зеркале.
Вот о чем надо было думать, встретив эту «Спящую Венеру» в музее изобразительных искусств на открытии выставки, посвященной юбилею ГТРК «Регион-Тюмень».
Репродукция присутствовала не в качестве экспоната, а в качестве удостоверения судьбы, с печатью случая, определившего культурный уровень тюменского телевидения.
После вернисажа ее увезли обратно. А выставка осталась, приходите, смотрите.
Искусствоведы сформировали экспозицию из работ тюменских художников, скульпторов, дизайнеров и фотографов. Часть этих работ хранится в фондах музея, часть принадлежит телекомпании и ее сотрудникам, часть предоставлена авторами.
Имена все известные. По крайней мере, зрителям «Регион-Тюмени» они знакомы: по сюжетам, рассказывающим о событиях культурной жизни, и по титрам передач, поскольку в экспозиции наравне с мэтрами, членами творческих союзов, участвуют сотрудники компании, телережиссер, исполнительный продюсер Эдуард Улыбин и художник Евгений Каниловский.
Легко определить, кто из «регионщиков» самый большой поклонник изобразительного искусства. Анатолий Омельчук. Посетителям вернисажа дарили его книги, оформленные художниками Людмилой Гайнановой и Геннадием Райшевым, с фотографиями Анатолия Пашука; в экспозиции присутствуют карикатура на Омельчука, авторства Николая Рачкова, и его объемный портрет, кукла, созданная Андреем Ердяковым.
Далеко не все художества приятны взгляду, некоторые уж точно попали сюда по соображениям закулисной дипломатии. Но так бывает на каждой выставке. Я нашла, чему порадоваться, и вам желаю того же. Обратите внимание на «Охотников» Константина Панкова, называемого северным Пиросмани, эта работа редко выставляется.
***
Грядет еще одно событие, связанное с ГТРК «Регион-Тюмень», правда, косвенно. 18 и 19 ноября на сцене тюменского театра драмы пройдут гастроли Русского драматического театра из города Стерлитамак.
В афише спектакли «Женитьба», «Хапун» и «Иван Седьмой». Музыку к «Женитьбе» и «Ивану Седьмому» написал Игорь Лебедев, звукорежиссер «Регион-Тюмени»; и он же музыкально оформил «Хапуна».
Догадываюсь, что слово «Стерлитамак» не вызовет ажиотажа, многие тюменцы и не слышали его никогда. С географией большие затруднения, что не мешает, и даже помогает обозревать окрестности с великодержавным снобизмом. На двух столпах держится земля наша: Москва и Тюмень.
Так вот, Стерлитамак. Театр из этого города участвовал пять лет назад в фестивале «Золотой Конек» с постановкой «Любовь». Призов не получил, зато обсуждение спектакля продолжалось до утра, критики охрипли.
На счету «Женитьбы» много похвал от театральных авторитетов, фестивальные награды. С другой стороны, имеется обстоятельство, огорчительное для публики, любящей комедии. Режиссер Игорь Черкашин изменил заданный Гоголем жанр, его «Женитьба» — трагикомедия. В утешение скажу, что роль несчастливой невесты Агафьи Тихоновны исполняет самая красивая актриса труппы. Это примиряет с трагической нотой, верно?
«… Ночь, пронизанная предчувствиями и страхами. Ночь, когда Хапун-еврейский черт высматривает свою жертву. Вдруг наверху, в темноте, мелькнет быстрая тень, замигают на ветру свечи, и на мгновение станет тихо, совсем тихо. Только скрипка где-то далеко тоскует и жалуется, плачет и смеется. Все ярче удивительный лунный свет. Что-то произойдет в Новой Каменке?» — читаю анонс спектакля «Хапун» по рассказу Владимира Галактионовича Короленко «Судный день». Обещано, что будем плакать и смеяться. Без слез, извините, никак.
А больше всего мне нравится зачин сказки «Иван Седьмой». Добрый волшебник так избаловал людей своей волшебной добротой, что они совсем разленились, не могут самостоятельно одолеть злого колдуна. Любопытно узнать, как герои доберутся до счастливого финала.