Подвески «Фаберже»
В доме-музее «Усадьба Колокольниковых», на втором этаже бывшей торговой лавки, вновь появились шедевры.
… Лишь недавно утихло эхо истории с фондом Виктора Вексельберга, чью коллекцию пасхальных яиц работы Карла Фаберже тюменцам не суждено было лицезреть в апреле этого года. Прошло лето, и вот два тюменских музея — изобразительных искусств и краеведческий — словно затеяли соревнование, кто больше покажет шедевров.
Музей имени Словцова не отстал, нынче он показывает подборку работ уральского завода «Русские самоцветы», в том числе целую витрину крошечных подвесок реального «Фаберже». Тем не менее, последнее слово останется за музеем изобразительных искусств: в ноябре туда должны доставить пасхальные яйца из фонда «Связь времен», благо, площади под драгоценные экспонаты были готовы еще в начале года.
Оставим в стороне вопрос о том, какой музей за какую область искусства должен отвечать — в любом случае, от выставочного ажиотажа тюменская публика только выигрывает.
Основатель династии ювелиров Густав Фаберже работал исключительно с драгоценностями высшей пробы, став прямым поставщиком императорского двора. На стыке XIX и XX веков его наследник Карл расширил бизнес, придумал использовать в производстве полудрагоценные камни. Речь шла уже об интерьерном оформлении целых залов, комнат, убранстве, храмов… Завязались контакты с Уралом.
Екатеринбургская гранильная фабрика существует до сих пор. Владеет небольшой коллекцией изделий фирмы с мировым именем. Для нас в витрине лежат крошечные подвески в виде яиц.
Мушница, шкатулочка, нефритовый заяц, сова из яшмы — негусто. Зато поблескивающие кремово-розовой эмалью шкатулка и футлярчик исполнены в утраченной ныне технологии гильошировки: поверхность металла орнаментируется, затем покрывается тончайшим слоем эмали. Красота!
Над красотой веют о слухи о принадлежности предметов к убиенной семье последнего императора, иначе-де откуда им взяться на Урале? 8 любом случае; ювелирные пустячки вряд ли стоит наделять свойством роковых — кровавая история не превратится от этого в сладко-таинственную и манящую сказку.
Коллекция бюстиков и печатей в следующей витрине относится к тому же времени изготовления — конец XIX — начало XX веков. Знаменитые мастера Жуков и Татауров вырезали в горном хрустале символические для своей профессии фигуры — Карла Фаберже и основателя уральской ювелирной школы Денисова-Уральского.
Результаты хорошо видны у современных продолжателей традиции, народных художников Устьянцева, Храмцова, Шицалова, Кузнецовой, чьи экспонаты так гармонично вписались в интерьер купеческого особняка. Жалко, что ни один из них не приехал на открытие выставки в Тюмени. Посетители, широко открыв глаза, рассматривают смелые фантазии на тему женских украшений. Зачастую в драгоценный металл оправлена целая россыпь по-настоящему больших камней, лишь чуть задетых огранкой. Иные из украшений явно не предназначены для ношения на шее или запястье: не столько авангардны, сколько тяжелы. Однако будят желание приобрести себе что-нибудь скромненькое, но такое же красивое.
***
фото: несколько изящных экспонатов.