Космолет стартовал по… разбитым арбузам
27 октября 1977 года на одном из испытательных полигонов Поволжья от бетонной взлетно-посадочной полосы, покрытой мякотью и соком семисот раздавленных арбузов, поднялся в воздух уникальный летательный аппарат ЭПОС.
Десятитонный экспериментальный пилотируемый орбитальный самолет длиной восемь метров и размахом крыльев 7,5 метра предназначался для полетов в космос. По замыслу конструкторов Глеба Лозино-Лозинского и Петра Шустера, из подмосковной Дубны космолет мог стартовать на околоземную орбиту с обычной бетонки аэродромов и со спины самолета-носителя.
Это фантастическое, но реальное летающее чудо имело два названия — «Спираль» и «БОР». Всего воплотились в реальность три экземпляра «Спирали» -«БОР-105.11» — для испытаний в атмосфере и захода на посадку. «БОР-105.12» предполагалось испытать на сверхзвуке, а «БОР-105.13» предназначался для выхода на гиперзвуковой режим…
Одноместный космолет имел двигатель АП-51 и четыре стойки шасси в форме лыж. Кстати, при создании ЭПОСа-«Спирали» нашла реальное применение продукция нескольких предприятий Тюмени…
Испытания аппарата проводили летчики-испытатели ОКБ «МИГ», ЛИИ, Летно-испытательного центра имени Чкалова и космонавты Герман Титов, Анатолий Филип-ченко и Анатолий Куклин, так и не слетавший в космос…
Первым пилотом, оторвавшим космолет от земной тверди, стал летчик-испытатель ОКБ «МИГ» Герой Советского Союза Авиард Гаврилович Фастовец (1937-1991).
Металлические лыжи космолета, обтянутые специальным покрытием, никак не хотели скользить по бетону. Для безопасности первого «подлета» и пришлось пожертвовать массой сочных астраханских арбузов…
Первый «подскок» в воздух прошел успешно. В этот же день Авиард Фастовец вторично поднялся на «Спирали» на большую высоту в сцепке с бомбардировщиком Ту-95 К. Самолет-носитель пилотировал экипаж полковника Анатолия Кучеренко.
Космолет успешно отцепился от «медведя» ( так именуется по терминологии НАТО отечественный крылатый тяжеловоз Ту-95) и благополучно приземлился.
Успешные испытания «Спирали» во многом предвосхитили американскую программу «Шатл». Однако отечественный космолет так и не вышел на орбиту.
После аварийной посадки полковника Василия Урядова в сентябре 1978-го «БОР»-«Спираль» законсервировали до «лучших времен»…
Жизнь первого пилота космолета оборвалась преждевременно. Авиард Фастовец еще успел испытать МИГ-31Д — советский ответ Рональду Рейгану на программу СОИ. Однако выдающийся и один из самых «закрытых» испытателей современности умер от сердечного приступа в 1991-м во время командировки в крымский городок Саки, где должен был освоить уникальный тренажер «Нитка» для подготовки пилотов палубной авиации.
***
фото: «птичка» по имени ЭПОС; пилот Авиард Фастовец.