Гаврила Молодых, купец 1-й гильдии
С царских времен в Тюмени было изрядное количество купцов, относившихся по сумме капитала к самым крупным первой гильдии. Современные тюменцы вряд ли знают еще кого из купцов, кроме разве А.И. Текутьева, Колокольниковых всех оптом, без разбивки на личности, Колмогоровых – тоже оптом. Давайте вспомним еще одного купца – Гаврилу Тимофеевича Молодых, тем более, что кое-что из содеянного им еще в 80-е годы XIX века сохранилось до сих пор и просто мозолит многим глаза.
***
След Гаврилы Молодых
В муниципальной (то бишь городской) собственности находится дом N 42 по ул. Челюскинцев – рядом со Спасской церковью, как раз напротив филармонии. Этот до сих пор еще крепкий с виду деревянный двухэтажный дом построен в 1887 г. на средства купца Г.Т. Молодых для причта (обслуживающего персонала) рядом находящейся Спасской церкви. Гаврила Тимофеевич досконально знал нужды церкви – ведь он был ее старостой.
После Октябрьской революции 1917 г. дом национализировали (взяли в государственную, общенародную собственность), в нем жили разные «простые советские люди» (как тогда принято было говорить). Уже в 1990-е гг. дом по Челюскинцев, 42, признали памятником деревянного зодчества второй половины XIX в., поскольку он представляет собой типичную для того времени жилую постройку и украшен красивой, так называемой «глухой», деревянной резьбой по наличникам и подоконным доскам, что было в моде в те уже отдаленные от нас времена.
В начале XXI в. жителей дома отселили, и в 2005-2007 гг. городская инспекция по охране и использованию памятников искусства и культуры выполнила наружные ремонтно-реставрационные работы для сохранения здания: обновлена кровля, заменены рамы окон и пр. Ведь дом Г. Молодых стоит в центре города и надо было хоть немного облагородить его внешний вид. Весной 2007 г. на стене дома установили охранную памятную доску с основными сведениями о нем. Внутри, однако, ремонта не было, так как надеялись: кто-либо возьмет крепкий еще дом в аренду под офис и внутреннюю отделку устроит по своему вкусу.
Однако в конце июля 2007 г. с дома сняли узорные наличники, вынули часть оконных рам, вандалы местные начали бить окна. Со стены исчезла охранная доска и пластина с указанием улицы и номера дома. Это заметили многие горожане, в газетах появились публикации о незавидной судьбе городской собственности. Где-то очнулись чиновники, в результате в середине августа забили оконные проемы – фанерой, фасад завернули в зеленую сетку и даже установили наклонившийся забор, покрасили его. Стало ну очень и очень красиво, «красивше», чем было.
Судьба дома мне неизвестна. Я понимаю только, что он стоит на своем месте и вместе с каменным домом N 41 на ул. Ленина (тоже постройки XIX в.) рядом с церковью XVIII в. создает ту самую «историческую среду», о сохранении которой начинают дружно и громко говорить городские и областные чиновники, едва речь заходит о привлечении туристов в область. Получается, язык говорит одно, а чьи-то руки под разговоры делают другое и приготовили исторический домик под снос. Позже я узнал, что тут готовится место для шикарной гостиницы (конечно же, для туристов) с совершенно «российским» названием – «Mariot» («Мариот») (может, кто-то знает, что это означает?) Вот она-то и создаст, конечно же, историческую среду Тюмени! Вам на загляденье.
***
Род Молодых
Род Молодых – один из самых старинных купеческих родов Тюмени.
Купеческое сословие в Тюмени стало формироваться в 1770-е годы. По сумме добровольно объявленных капиталов купцы делились на три гильдии: первая – самые богатые, вторая – победнее, третья – начинающие, с минимальным капиталом. По указу от 25 мая 1775 г. купец I-й гильдии должен бы иметь не менее 10 тыс. руб., II-й – не менее одной тыс., III-й – не менее 500 руб. Рожденная в 1738 г. в Тюмени в мещанском сословии Орина Игнатьевна в свое время вышла замуж за Петра Молодых. Орина Игнатьевна, видимо, была дама более деловая, потому она, а не муж ее, записалась в третью гильдию купеческого тюменского сословия. Жила семья Молодых в Заречье.
У Орины и Петра было два сына – Борис и Степан. Они по достижении нужного возраста тоже стали купцами третьей гильдии, торговали разными товарами, однако в какое-то время Степан бросил торговлю и записался в мещане. Торговое дело продолжили Борис и его дети Егор и Тимофей, от которого и родился герой нашего очерка.
В «Формулярном списке о службе члена попечительского совета I-й гильдии купца Молодых Гаврила Тимофеевича», который мне удалось найти в архиве, написано, что на дату составления «списка» ему было 60 лет, а «список» составлен 31 декабря 1887 года. Так что дата рождения Гаврилы приходится на 1827 год. То есть родился он 180 лет назад в Тюмени.
В 1887 г. в «списке» отмечено, что Г.Т. Молодых – потомственный почетный гражданин. Наследства не получил, но благоприобретенное (то есть нажитое самим) имущество состояло из каменного и деревянного домов. У жены родового (т.е. наследованного) имущества нет. Женат вторым браком на Елене Алексеевой. Имел Гаврила Тимофеевич многочисленное – по обычаю того времени – потомство: двух сыновей – Александра и Василия и трех дочерей – Фелицату, Анну и Марию. Гаврила выбился уже в купцы I-й гильдии, то есть был среди первых богатеев Тюмени.
***
Путь наверх
В юности начал учиться Гаврила в уездном училище, что располагалось на современной улице Семакова в доме N 10 (там теперь администрация ТюмГУ), но, как записано в «списке», «курса наук не кончил».
Однако в те годы незаконченного образования Гаврилы, видимо, было достаточно, чтобы «общество избрало» его на службу кандидатом в судьи Тюменского городского суда на 1852-1855 гг. Служил в Городовом сиротском суде, за что в 1857 г. получил похвальный лист и бронзовую медаль на Аннинской ленте для ношения на шее «в память войны 1853-1856 гг.». Имеется в виду Крымская война России с Англией и Францией.
Конечно, Гаврила на полях сражений не был, так как купеческое сословие освобождалось от рекрутской повинности, но медали просто так не давали. В «формулярном списке» ничего не сказано, но, видимо, Гаврила пожертвовал какую-то значительную сумму денег в помощь Отечеству на «защиту от супостата».
В 1862-1863 гг. Гаврила Тимофеевич состоял членом комиссии об устройстве и улучшении пожарной команды в городе – очень ответственное дело по тем временам. Ведь вся почти Тюмень была деревянной, кроме здания городской Думы, военного присутствия (теперь ул. Володарского, 5) да еще пары домов. Пожаров боялись в полном смысле слова, как огня, и в разговорах, в записях после слова «пожар» обязательно говорили и писали в скобках («от чего Боже сохрани»). Суеверные были наши предки, но пожар и теперь остается пожаром.
***
фото: дом Гаврилы Молодых.