Notice: Object of class WP_Error could not be converted to int in /var/www/gp_tm_courier/data/www/tm-courier.ru/wp-includes/post.php on line 6124
X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Сеть: уютный гамак или паутина?

За последние десять лет количество сетевых продовольственных магазинов в Тюмени увеличилось, как минимум, в семь раз. Первые «сетевики» открылись в Тюмени в середине 90-х годов. Хотя к истинным «ловцам покупателей» они имели очень приблизительное отношение. Это были магазины фирмы БКК, поразившие горожан невиданным доселе размахом. В БКК не скупились на пиар, на рекламные акции, на раскрутку своей продукции – заманивали к себе потребителей всеми дозволенными в то время способами. И первое время это у них неплохо получалось. Покупатели предпочитали торты БКК, вафли БКК, печенье БКК с причудливым названием «Плазма». Но как-то постепенно качество предлагаемой продукции и качество сервиса сошло на нет. Комбинат объявили банкротом. И все, что осталось от них, – итальянская линия по производству печенья.
Но свято место пусто не бывает. Магазины БКК еще доживали свои последние деньки, а их помещения уже перекупали владельцы новой сети, новой компании – «Фонд». История начала не только повторяться, но и ускоряться. Вскоре, вслед за местными сетевиками, пришли иностранцы. «Первопроходцем» тюменских земель в этой сфере стала «Монетка». Почва для ведения этого бизнеса была уже готова, земли под строительство супер-, гипер- и мегамаркетов в городе хватало. За последние пять лет в Тюмени появилось как минимум шесть продуктовых сетевиковиностранцев.
Потребителям, казалось бы, надо только радоваться. Рекламные цены в супермаркетах предлагают «копеечные», ассортимент – огромный, сервис – не в пример советскому. Только вот не чувствует неискушенный российский покупатель, что его «ловят на удочку», «на живца» самым простым и банальным способом – красивой упаковкой. Глаза здесь разбегаются, руки сами к товару тянутся, а когда выходишь и понимаешь, какую истратил сумму, что купил то, что и не собирался, – остается ощущение, что битву с титанами сетевого бизнеса ты проиграл вчистую.
Впрочем, что такое маленький покупатель, когда сражения с этими акулами порой не выдерживают предприятия, торговая история которых насчитывает десятилетия? «Сетевики» загребают их в свои сети вместе с помещениями, товарами и покупателями. В результате «мелкая рыбешка» разоряется, а побольше – оказывается на службе. И в этом океане борьбы за потребителя не существует границ и водоразделов. С диктатом «сетевиков» не в силах совладать даже государственные структуры (намеки на согласованное внезапное повышение цен стали повторяться с пугающей периодичностью). Экономисты, по словам Александры Поляковой, зав. кафедрой экономики и мирохозяйственных связей Тюменского государственного института мировой экономики, управления и права, предлагают даже заменить термин «внешнеэкономическая деятельность государства» на просто «международный бизнес». Надо признать, что для крупного мирового бизнеса не существует ни границ, ни ограничений. Существует, извините, только бизнес.
«Игровое поле» на международном рынке сетевые компании заняли прочно, к своему потребителю чужих не пускают (например, всячески «тормозят» производителей наших авиалайнеров) и стремятся диктовать правительствам свою ценовую политику. Меры госрегулирования распространяются в основном на «крайних» в этой торговой цепочке – на продавцов. Оптовиков, как правило, они не касаются. Генеральный директор консалтинговой компании «ПРЭФИШ» Сергей Шатохин считает, что лет через пятьдесят потребители вообще все товары будут покупать через «сети». Рыночная торговля в ныне существующем виде скоро умрет. Его слова, кстати, косвенно подтверждают продавцы на центральных рынках города. Они говорят, что если раньше некогда было присесть, то теперь весь день просиживаешь на стуле – крупные магазины сманили всех покупателей. И горожане все чаще приходят пожаловаться, что слишком много денег оставляют в супермаркетах, для покупок на рынке не остается.
Но есть у сетевого бизнеса и плюсы. По мнению Александры Поляковой, высказанному на заседании «круглого стола», где обсуждалось, насколько выгодно заниматься внешнеэкономической деятельностью, сетевой бизнес для российских, в том числе тюменских, производителей, является наиболее перспективным. Удельный вес российских товаров и российских инвестиций на мировом рынке чрезвычайно мал, он составляет соответственно 1% и 2%, а конкуренция все выше. «Задавить» конкурентов массой нам не удастся. Качество наших товаров до общеевропейских стандартов тоже не всегда дотягивает. Придется идти под крыло к тем, кто сильнее. Вот только за внедрение в сеть надо платить немалый вступительный бонус.
Предприятиям «надо за себя бороться», учиться выживать в условиях жесткой конкуренции, которая существует на внешнем рынке. Иначе, по словам Сергея Шатохина, мы можем оказаться не только у разбитого корыта, но и само это «корытце с едой» у нас отберут. Перспективными направлениями деятельности на международном рынке сегодня считаются нано-технологии, исследования человеческого тела и разума, системы слежения, системы управления информацией, энергетические технологии и сетевые взаимодействия. С нашими небольшими капиталами мы должны «додумываться», где, в какой из этих сфер мы можем быть годны, говорит Шатохин.
А простые покупатели должны в это время сами додуматься, как выживать в этих «сетевых» условиях.
***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта