Как избежать Вавилона?
«Круглый стол», посвященный проблемам взаимодействия религии и общества, который 25 октября прошел в ТюмГУ, показал: прежде всего религиозным деятелям следует наладить диалог между собой. Как заметили постоянные участники разговора за «круглым столом», на встрече, ставшей традицией (мероприятие при поддержке комитета по делам национальностей Тюменской области, департамента по спорту и молодежной политике и департамента науки и образования проводится в вузе в восьмой раз за последние четыре года), в который раз отсутствуют представители православной церкви. Этот факт лишь подтверждал актуальность прозвучавших высказываний.
Екатерина Элбакян, доктор философских наук из Москвы, обозначила самую дискуссионную, на ее взгляд, проблему дня – введение теологии и преподавание основ православной культуры в школе. По мнению гостьи «круглого стола», «нельзя в многоконфессиональной и многонациональной стране навязывать учение только одной религии. Тем более, детям. Что же тогда – делить школы по конфессиональному признаку?»
Исследователь напомнила о том, что «самая большая опасность социальных конфликтов как раз кроется в конфликтах межконфессиональных, межнациональных. Это самые глубинные конфликты, которые могут тлеть долго и вырываться наружу в совершенно недопустимых формах».
Рецепт мирного сосуществования прост и даже прописан в законодательстве страны: исключать приоритет какой-либо конфессии. А это значит, в школах уместнее изучать религиоведение, историю религий, оставляя право выбора за детьми или их родителями.
Но сегодня речь идет не только о попытках ввести православие в школах, но и о включении теологии в номенклатуру ВАКовских специальностей, хотя, замечает исследователь, это противоречит традициям российских вузов. А пока идут споры, в одном из московских вузов вместо кафедры религиоведения уже появилась кафедра теологии…
Александр Павлов, доктор философских наук ТюмГУ, сравнил нынешнее положение православной церкви с обкомом КПСС и обратил внимание на то, что власти не воспринимают религию как важный институт общества, а используют в качестве инструмента, чтобы ликвидировать дефицит идеологии. Взаимоотношения власти и конкретной религии ведет к ущемлению интересов других конфессий.
Почти все выступления ораторов заканчивались призывами к диалогу между конфессиями. Одни вопрошали: «Как вести диалог в отсутствии партнера?» Другие предлагали освоить социальные языки и повысить общий уровень образования – чтобы понимать друг друга. Третьи говорили о том, что для взаимодействия есть основания: объединившись, религиозные деятели в состоянии помочь обществу справиться с такими болезнями, как наркомания, игромания…
Журналист Леонид Иванов напомнил, что 20 лет назад такой конфессиональный диалог в Тюменской области завязывался, объединяющим фактором послужила борьба за укрепление мира. Сегодня проблема и опасность для диалога заключается не только в том, что власти превращают православную религию в политический инструмент, но и в определенной моде. Причем, обратил внимание Леонид Кириллович, пропагандой занимаются, как правило, необразованные граждане, тогда как представители духовенства не позволяют себе и намека на подобный рекрутинг: «Впору говорить о свободе на атеизм, на право быть неверующим!»
Галимджан Бикмуллин, председатель духовного управления мусульман Тюменской области, поддержал мысль о необходимости взаимодействия. Но он привел пример, препятствующий цивилизованным отношениям: в газете «Сибирь Православная» опубликована статья, в которой описывается история, как мусульманин меняет вероисповедание, принимая православие. При этом газета публикует некорректные высказывания новообращенного об исламе: «Пока такое возможно, диалог не построить!»
Уважение и обоюдное желание – основные условия построения любого диалога. Это не раз звучало на «круглом столе». Его участники все же надеются, что, найдя общий язык друг с другом, религиозные деятели смогут рассуждать и о тонкостях взаимоотношений с обществом.