Детская книга десятилетия
Джоан Роулинг. «Гарри Поттер и дары смерти». «РОСМЭН», 2007.
Последнюю, седьмую книгу о сироте в очках ждали. Ждали так сильно, что большое число российских читателей познакомились с ней еще до того, как она вышла в официальном переводе. Страницы сайтов в Интернете изобиловали ссылками на кустарные, косноязычные переводы книги, а поклонники творчества английской писательницы плевались, продираясь сквозь орфографические и пунктуационные ошибки переводчиков, но «заглатывали» толстенную книгу в течение одного вечера.
Безусловно, многие ждали от последней книги чего-то феноменального и даже феерического. Оправдались ли ожидания?
Стиль последней книги разительно отличается от предыдущих. Из книги почти полностью ушла атмосфера чуда, за которую читатели так любили первые части истории. Роулинг представила нам мир, находящийся в состоянии войны, а война – это всегда страдание, разрушенные семьи и смерть. Поэтому роман получился мрачноватым, хотя не без доли узнаваемого «роулинговского» юмора. Изобилует он и аналогиями с реальным миром: преследования маглорожденных вполне можно сравнить с утрированным расизмом, а война, которая ведется против Темного Лорда, вполне партизанская.
В последней книге автор не стесняется повторять некоторые приемы из прошлых частей: например, Гарри снова проникает в мысли своего врага, а шрам юного волшебника все так же нестерпимо болит. Еще мы вынуждены постоянно читать заметки из газеты «Ежедневный пророк».
К недостаткам книги можно отнести и огромное количество ничем не оправданных и не мотивируемых смертей персонажей. Впечатление, что Роулинг «завела» слишком много героев, а потом решила от половины избавиться. Особенно странно, на мой взгляд, выглядит смерть оборотня Римуса Люпина.
Впрочем, интересного в романе тоже много. Часть героев предстает в неожиданном свете. Например, великий волшебник Дамблдор, которого мы оплакивали в шестой книге, оказывается, в юности строил планы по захвату власти над маглами. Высокомерные аристократы Малфои оказались униженными. А холодный и непроницаемый профессор Снегг всю жизнь любил маму Гарри Поттера Лили (об этом, правда, мы давно догадывались). Маски, которые иные персонажи носили на протяжении шести книг, спадают.
Еще одно обстоятельство выделяет последний том из ряда остальных: эпичность. Основное действие вышло далеко за пределы школы Хогвартс, Тисовой улицы и дома семейства Уизли – Норы. Мы путешествуем с Гарри, Роном и Гермионой практически по всей Британии, посещая многие из важных мест, описанных в предыдущих частях. В «Дарах смерти» почти полностью отсутствует так называемый «фон», состоящий из описания быта и жизни волшебников, прорисовки мелких деталей окружающей обстановки.
На смену «фону» приходит немалое количество «экшна», который, кстати, является одним из самых слабых для творчества Роулинг (Зато создателям нового фильма будет где разгуляться).
Итак, злодей Волан-де-Морт повержен, круг замкнулся, лучшая детская книга десятилетия завершена. И, несмотря на все недостатки, финал автору удался. Увлекательный сюжет захватывает сразу и держит в напряжении до последней страницы.
Напоследок об эпилоге. Он получился коротким и неопределенным, словно смотришь на платформу 9 3/4 сквозь туман. Но, видимо, этого и добивалась Дж. Р. Она позволила читателям самостоятельно додумать судьбу полюбившихся героев. И ход этот оказался оправданным, потому что в эпилоге чувствуется атмосфера сказки, по которой соскучились читатели. Пришло время для ностальгии.