X

  • 23 Август
  • 2024 года
  • № 91
  • 5590

Тюремный замок как предмет исследования

Учеников тюменской школы N 66 Диму Стерлядова и Олега Мухамедзянова, выступивших с докладом на «Словцовских чтениях–2007», музееведы заметили сразу. Не удивительно, ведь школьники на конференции среди профессоров – гости нечастые. Тем более, что их доклад об истории следственного изолятора N 1 в Тюмени, по словам историка Станислава Белова, получился «вполне профессиональным».
Однако школьники прервали похвалы в свой адрес: «Это наша учительница географии Надежда Константиновна помогла: и с темой, и с докладом».
1.
Надежда Польщикова, без преувеличений, – Учитель. Прямо так, с большой буквы.
Делаю такой вывод, потому что в течение беседы она несколько раз произнесла: «Ищу работу для своей ученицы, она закончила институт, устроиться не может», «Надо вывезти ребят на конференцию, для них это такой стимул к учебе!», «У меня мальчик собирался поступать на юридический, помогала».
Имея 24-летний педагогический стаж, Надежда Константиновна помнит почти всех своих выпускников и не расстается с ними: они созваниваются, собираются, иногда она знает о них больше, чем родители ребят.
Кстати, с одного из учеников и его мечты поступить на юридический факультет и началась в 2004 году история исследования учениками школы N 66 тюремного замка.
– Изначально СИЗО интересовал меня потому, что некоторые из наших школьников побывали там, – признается Надежда Константиновна. – Конечно, малолетние правонарушители в нашей школе есть, так что мне хотелось узнать, через что они прошли в СИЗО. А потом меня заинтересовало само здание, и я предложила своему ученику, который собирался поступать на юрфак, съездить в тюремный замок.
Польщикова полагала, что спокойному, «совершенно гуманитарному» юноше на юридическом факультете не место. Она надеялась, что, побывав в тюрьме, он увидит всю ее мрачность и передумает быть юристом.
– Вышло иначе, – смеется учительница. – Тюрьма его не только не напугала, но даже заинтересовала. И сейчас он прекрасно учится на юридическом, я ошибалась на его счет.
2.
Попасть в следственный изолятор на экскурсию без разрешения, конечно, нельзя. Но ученики Надежды Польщиковой попадают. Помогает им в этом бывший начальник, а теперь просто хранительница комнаты-музея СИЗО подполковник милиции Галина Легошина.
Надо признать, что без помощи школьников, студентов тюменских вузов и предпринимателей, Галине Степановне не удалось бы организовать свой маленький музей. Школьники помогали оформлять стенды, разыскивали на чердаке тюремного замка (где, по рассказам, пол засыпан землей на целый метр) все новые экспонаты: одежду заключенных, предметы обихода, книги, старые документы, рассказывающие о системе свиданий заключенных с родственниками… Экспонаты очищались от грязи, описывались, фотографировались и занимали свое место в экспозиции.
– Мы, уже третье поколение школьников-исследователей Надежды Константиновны, пока ничего интересного не нашли, – огорченно вздыхает один из докладчиков на «Словцовских чтениях» Олег Мухамедзянов. – Но вообще-то, надежды не теряем. Скоро начнем детально обследовать чердак. Думаю, там, в земле, много любопытного. А пока я работаю с архивами, пытаясь установить точную дату появления в Тюмени тюремного замка.
Олег говорит, что первое упоминание о нем в архивных документах датировано 1782 годом. Однако точная дата возведения неизвестна.
– Возможно, это здание было построено в XVIII веке, – выдвигает Олег гипотезу. – Таких старинных зданий в Тюмени очень немного. Постройки XIX века – пожалуйста, сколько угодно, а таких – нет. Я узнал, что раньше напротив тюремного замка был трактир, где останавливались приезжие, поили лошадей, отдыхали сами… Интересно! Хотелось бы, чтобы здание
сохранилось, ведь это памятник.
3.
Впрочем, исследование тюремного замка – это только «вершина айсберга». Защищать памятники истории и архитектуры Надежда Константиновна и ее ученики начали еще в 2004 году.
– Мы пытались обратить внимание людей на сад Даудель, – рассказывает она. – Вы знаете, что Александра Даудель, домик которой до сих пор стоит на территории комплекса третьей горбольницы, выращивала лекарственные растения и снабжала ими не только Тюмень, но и некоторые другие города? Такого большого сада лекарственных растений не было больше в России. Школьники даже построили модель сада, предполагая, что и где могло находиться в прежние времена. Жалко, что от сада ничего не осталось…
Исследования, которые проводят ученики Польщиковой, чаще всего «в стол» не складываются. С работой по Александровскому (сегодня – Загородному) саду, которому грозили запустение и полное исчезновение, воспитанница Надежды Константиновны Лариса Хаммадулина выступила в Москве на всероссийском конкурсе. Дважды ребята выступали и на «Словцовских чтениях». К защите своей работы сейчас готовится девятиклассница Инесса Покровская, которая отслеживает состояние памятников архитектуры в Тюмени, ведет альбом, который наглядно демонстрирует исчезновение старинных домиков.
– Для ребят подобные исследования – стимул учиться лучше, участвовать в серьезной конференции, почувствовать, что Тюмень интересна, и здесь есть чем заниматься, что защищать, – уверена Надежда Константиновна. – К тому же почти все ребята, которых мне удалось заинтересовать своими исследованиями, пришли ко мне безнадежными троечниками. А школу закончили «ударниками».
4.
Поговорив с Надеждой Константиновной и ее учениками, я впервые после окончания школы захотела туда вернуться. Может, ученики Польщиковой и не понимают до конца, как им повезло. Но люди, которым такого учителя не посчастливилось встретить, – поймут наверняка.
***
фото: Инесса Покровская и Олег Мухамедзянов; Надежда Польщикова; внизу – Галина Легошина.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта