X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

«А почем нынче сено?»

13 ноября 1907 года состоялось чрезвычайное собрание Тюменской городской Думы. В связи с болезнью городского головы А.И. Текутьева заседание открыл временно исполняющий его обязанности В.А. Копылов. Необходимость внеочередного заседания была вызвана резким повышением цен на сено. Этот вопрос и был поставлен на рассмотрение.
Вначале гласные заслушали доклад городской Управы следующего содержания: «С установлением зимнего пути подвоз сена на Тюменский базар значительно увеличился, но цены не только не упали, а почти ежедневно увеличивались, что поставило жителей города, а особенно бедное население, в крайне тяжелое положение». Далее в докладе сообщались вероятные причины роста цен. Скорее всего, это было связано с появлением на Тюменском базаре скупщиков, которые отправляли сено в другие местности. Городская Управа вышла с предложением об устранении этого явления, прежде всего, в интересах беднейших жителей и запрещением скупщикам действовать на Тюменском базаре, а также не разрешать прессовку сена, издав установленным порядком обязательное постановление. К докладу прилагалось ходатайство жителей города о принятии мер к запрещению оптовой скупки сена на Тюменском базаре.
Сегодня у многих из нас может возникнуть недоумение по поводу той проблемы, которую должна была разрешить городская Дума, да еще на внеочередном заседании. Расположенный по обоим берегам реки Туры, разбросанный по изрезанной оврагами неровной местности, город разрастался. И в тот период горожане предпочитали передвигаться по городу не столько пешком, сколько на извозчиках. Все извозчики делились на легковых и ломовых (грузовых). Проезд стоил дорого. Например, из Заречья до железнодорожного вокзала возили за 50-75 копеек. Таксу устанавливала городская Дума. Существовали правила поведения пассажиров и извозчиков. «Пассажир должен вести себя чинно, семечек подсолнуха не лузгать, по сторонам не плевать и находиться в трезвом духе. Пьяных возить запрещалось, дамам и девицам нельзя было махать шляпами и косынками, громко хихикать. Извозчики должны были иметь опрятный вид, носить на видном месте номерную бляху, везя пассажиров, не материться и не производить непотребных жестов. Им разрешалось брать чаевые до рубля, кроме платы за проезд».
С подорожанием цен на сено увеличивалась и плата за проезд, а другого транспорта еще не было. Первый автомобиль в Тюмени появился весной 1907 года. Ездил на нем инженер Э.М. Беднарский, руководивший работами по расчистке фарватера Туры и Тобола.
Крайне заинтересованы были в сдерживании роста цен на сено жители окраин. Многие из них держали дома скот, который нужно было кормить. Кроме того, Тюмень была конечным железнодорожным пунктом и центром гужевой доставки. Огромная армия ямщиков также была заинтересована в сдерживании роста цен на сено.
Собрание Думы согласилось с докладом городской Управы и для устранения повышения цен на сено издало постановление о запрещении скупки сена на тюменском базаре для оптовой продажи и отправки в другие местности по железной дороге и другими путями, а также о запрещении прессовки сена в Тюмени.
Н.Л. Галян, главный специалист отдела использования и публикации документов

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта