Музей – машина времени
Вчерашние «Словцовские чтения» собрали массу народа. Может быть, у тюменцев наконец-то проснулась любовь к отечественной истории. Но вероятнее другое – привлекла возможность знакомства с концепцией работы нового комплекса краеведческого музея. Она впервые была представлена почтеннейшей публике.
Так получилось, что в этом году мне удалось повидать различные музеи – разных стран и эпох. Музей морских открытий и разбоев с портретами и моделями кораблей Колумба, Васко да Гамы, Афонсу дАлбукерки. Крупнейший в Европе океанский музей – океанариум с чудовищными скатами, леопардовой акулой, неуклюжей рыбой-солнце. Разграбленный французскими солдатами еще в XIV веке папский дворец в Авиньоне, который и пустой потрясает своими масштабами и архитектурным гением…
Вечные споры – что есть музей? Кладовая раритетов, которые необходимо сохранить от разрушительного времени? Или демонстрационные залы, завлекающие публику сокровищами, вынутыми, наконец, из запасников? Собственно, истина, как всегда, располагается посередине.
Представлять музейные хранилища только в виде недоступной пещеры Али-Бабы приятно, но малопродуктивно. Просветительская роль – вторая, но равна первой по значимости.
Концепция, которая была вчера предложена нашему вниманию, должна поставить тюменский комплекс на мировой уровень.
Будущий музей, завершенный пока только на слайдах, вызывает прошлое даже своим обликом. Здания, башни, переходы – все это напоминает старинную цитадель. Экспозиция, размещенная в одиннадцати залах, словно путешествие на машине времени – от вулканического периода зарождения Земли до недавно закончившегося двадцатого века. Историческая вертикаль, расположенная горизонтально, эпоха за эпохой.
Уникальные сокровища, представленные пока на экране, обещают – путешествие будет опасным и увлекательным. Сначала – безопасная неживая природа, каменные и окаменевшие сокровища, в том числе аммониты, жившие в тюменском море (которое плескалось там, где мы сейчас живем) 150 миллионов лет назад. Каменные цветы-глыбы – хрусталь и агаты, кварцевые пещеры, ледяные жилы…
Павел Ситников представлял зал «Ледниковый период». Чуточку воображения – и вы уже в прошлом, где мало одетые пещерные люди охотятся на мамонта, вставшего на дыбы. Пусть мамонт – всего лишь скелет, но заимствованная, по словам Ситникова, у американцев «внешняя обводка» дает полное представление о подлинных габаритах хозяина тогдашнего мира. Тут же большой пещерный медведь. И уникальный скелет широколобого лося. И останки давным-давно вымершего верблюда – единственный подобный экспонат на территории Западной Сибири…
Надо было слышать, с каким упоением музейщики повторяли: уникальный, редкость, «окаменевшая бабочка-куколка – такого экспоната нет нигде в мире», артефакты мирового уровня… А нам уже представляют следующий зал – зал археологии, с велижанским «Стоунхеджем», в отличие от британского – деревянным, но так же ориентированным на ход небесных светил, с саргатским курганом в разрезе… И со скандальной картой Герарда Меркатора на потолке…
Наверное, не мне одному в эти минуты думалось: отчего в момент выбора профессии не дал в своей душе победить чувству, которое есть, как мне кажется, у многих, – тяге к истории.
И я раскрыл блокнот и стал писать заявление директору музея Исламовой: «Уважаемая Татьяна Михайловна! Запишите меня на самую первую экскурсию по одиннадцати эпохам истории Земли!» И еще подумалось – а вдруг да заменит музейная эта цитадель развеселое фланирование молодых по Пешеходному бульвару, обратив их мысли и чувства к научному познанию мира…