X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Прессная жизнь

«Пресса-2008» – пятнадцатая ежегодная выставка российской прессы. И, как пророчествовали в кулуарах, последняя. Можно поверить. Из высокого руководства в 69-й павильон бывшей ВДНХ прибыли только вице-спикер Думы Жириновский, кое-кто из союза журналистов. Среди руководителей делегаций преобладали вторые-третьи лица, только нижегородский павильон освящал своим присутствием губернатор Шанцев, не покидая свой пост ни днем, ни ночью, поскольку был выпилен из фанеры.
Но завтра будет только завтра. Зато сегодня есть возможность потолкаться в лабиринтах городов и территорий, разглядывая чернобелую и цветную продукцию, перебрасываясь репликами с коллегами, с любопытством отмечая про себя облик нынешних рязанских, иркутских и мурманских газет.
Но прежде – о своих. Тюменский павильон бросался в глаза сразу – местоположение было выгодное, практически в центре. Поэтому внимания хватало; открытки с видами Тюмени, наши газеты и журналы, фирменные авторучки и даже кружки (с логотипом «Тюменского курьера») были нарасхват. В первый же день появилась делегация тюменского землячества во главе с Геннадием Шмалем, расспрашивали, рассказывали и снова расспрашивали. Вспоминали тех, кто есть, и тех, кого, к сожалению, уже нет. А вот и новость из Москвы: Лидия Шмаль (когда-то я работал с нею вместе на радио) написала книгу об интереснейшем нашем земляке – Николае Никитине, конструкторе Останкинской телебашни. В декабре – сто лет со дня его рождения, к этому времени книга должны выйти из печати.
Наши северные соседи провели бурные презентации своей продукции и своих павильонов. Были отмечены журналистской общественностью за качество и разнообразие напитков и закусок посланцы Югры; голос салехардца Яунгада, превозносившего достоинства северной ягоды-морошки, разносился по всему павильону N 69. Но… тих был наш бивак. Негромкие беседы с посетителями разнообразили карикатурные рекорды Коли Рачкова и наступательный тембр Тимура Шквала, пытавшего собравшихся вопросами: «А что вы знаете про Тюменскую область?» Собравшиеся знали и получали призы в виде книг, альбомов и тех же кружек.
Башкиры, расположась неподалеку, обносили коллег свежим кумысом. Популярный еженедельник «Совершенно секретно» угощался среди своих в тесном кругу, вероятно, обменивались секретами. Дискуссии о пользе чтения для журналистов велись на стендах Русской библиотечной ассоциации. Судя по изящной лексике, друг друга в этом убеждали люди и без того читающие.
Обойдя не по разу павильон, я убедился, что газет формата А-2 становится все меньше, а таблоидного – все больше. Гламурные «полированные» журналы теснят качественную прессу в умах и сердцах. И, тем не менее, стопки тюменских изданий, привезенные заблаговременно, таяли с каждым днем, и пустели стенды.
Безусловным событием пятнадцатой выставки стал павильон «Пресса Чеченской республики». Это был самый работающий павильон. Достаточно остановиться перед выкладкой газет двум-трем зевакам, как звучала музыка, и в импровизированный круг вылетали танцоры – резкий, как молния, парень в черкеске, папахе, мягких кавказских сапогах, с кинжалом на поясе и девушка в серебряном платье. Моментально создавалась толпа, все хлопали, а танцоры только поддавали жару. И так каждый день. Два-три раза в час… Образ Чечни мятежной, Чечни воюющей здесь стремились заменить образом Чечни танцующей и поющей.
В затишье я беседовал с Ильясом Исмаиловым, и.о. заведующего отделом периодической печати министерства ЧР по национальной политике, печати и информации. Он рассказал, что сегодня в Чечне издается 18 газет – четыре республиканских, две городских, остальные – районные. Тиражи небольшие – от двух до пяти тысяч. Правительство на 80 процентов дотирует издания. Газеты, даже на первый взгляд, делаются не очень умелыми руками. Особенно это видно по снимкам.
– Кадровый голод, – поясняет Ильяс. – В связи с войной многие журналисты уехали за границу – и республики, и России. В газету за уши тащим. Но потихоньку получается.
Я перевожу взгляд на полосу, где крупными буквами «… Кадыров сказал…» Ильяс перехватывает мой взгляд и говорит:
– Рамзан все время предупреждает: не надо нас ласкать! У нас в министерстве есть специальный отдел, он выделяет проблемы, о которых пишут газеты. То, что есть, мы считаем успехом – мы возвращаемся в информационное поле… – здесь ударила музыка и я только по губам Ильяса разобрал последнее слово: – … России.
… «Лучше так», – подумал я, складывая в стопу республиканские, городские и районные газеты пишущей Чечни.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта