Драгоценности мастера, или Попытка номер два
Фаберже
— Коллекцию Фаберже видела?
— Да. Полгода назад в Тюмень привозили.
— Счастливая. А я вот в первый раз…
Разговор двух молодых журналисток, стоящих в холле областного музея изобразительных искусств, затянулся минут на двадцать. Одна старательно объясняла своей коллеге, насколько интересны работы Карла Фаберже и что у каждой из них история. Другая внимательно слушала, слегка приоткрыв рот от удивления.
— Да ты и сама все увидишь, — закончила разговор та, что хорошо осведомлена о знаменитом ювелире.
Увидели! Вчера тюменские журналисты во второй раз в этом году могли лицезреть всемирно известную коллекцию мастера под общим названием «Фаберже: утраченный и обретенный».
Бесценные экспонаты прибыли в областной музей изобразительных искусств рано утром в бронированных металлических ящиках с ярко-красной надписью «fragile», говорящей о том, что содержимое контейнеров весьма хрупкое. Однако продемонстрировать уже знакомые прессе экспонаты решили ближе к вечеру, когда будут улажены таможенные формальности.
Сама передача коллекции на временное хранение в музей ИЗО проходила в обстановке строжайшей секретности — за закрытыми дверями и под присмотром усиленной охраны. В таких условиях даже журналисты, которым посчастливилось первыми увидеть коллекцию бесценных работ, чувствовали себя не совсем в своей тарелке.
В ненадолго созданной таможенной зоне под надзором представителей таможенной службы и Росохранкультуры, которые призваны констатировать подлинность передаваемых музею экспонатов, сотрудники фонда «Связь времен» извлекли из герметичных упаковок и продемонстрировали журналистской братии уникальные предметы.
Первым из древесно-поролоновых глубин на белый свет явилось удивительно красивое и словно живое пасхальное яйцо «Ландыши» из розовой и зеленой эмали. По словам эксперта-искусствоведа фонда «Связь времен» Елены Корнельчук, Карл Фаберже всегда отдавал предпочтение не экзотическим цветам, а скромному обаянию ландышей, незабудок, одуванчиков и анютиных глазок, лучше раскрывавших семейную тему.
«Ландыши», яйцо с портретом Николая II и его маленьких дочерей — подарок Александре Федоровне. Отличительная особенность яйца в том, что большая часть деталей внешней отделки, начиная с каркасов и фестонов из золота разных оттенков и кончая листьями и стеблями цветов, крепится к оболочке яйца при помощи миниатюрных застежек. Припаянные к обратной стороне застежки вставлялись в отверстия, а затем сгибались, чтобы прочно закрепить украшения. Еще одна изюминка изделия — в его внутреннем содержании. Простой передаточный механизм поднимает и опускает три миниатюрных портрета царя и его старших дочерей, Ольги и Татьяны. При полной работе механизма рамки миниатюры раскладываются в форме веера, так что виден каждый портрет. Императорская корона, венчающая портрет царя, при опускании портретов превращается во флерон над закрытым яйцом. Вот сколько удивительных нюансов в работе «короля ювелиров»!
Вслед за этим появились и многие другие экспонаты, с которыми журналисты были знакомы еще с прошлого раза.
— А-а-а, яйцо герцогини Мальборо, помню, помню, — громким шепотом произносил один корреспондент.
Я же немедленно вспомнил часы-глобус: прямоугольный пьедестал из зеркально отполированного темно-зеленого нефрита, куда вмонтирован часовой механизм с круглым циферблатом белой эмали и золотыми стрелками.
А вот о других экспонатах, ранее не выставлявшихся в данной экспозиции, мало кто знал, и потому во время их извлечения в зале стояла какая-то неестественная тишина. Слышно было только, как щелкают затворы фотокамер да шуршит амортизационный материал, предохраняющий чудо-экспонаты от повреждений.
Ювелирные миниатюры цветочных композиций и старинной французской мебели, произведения из тематической серии «Кабинет» (различные письменные принадлежности и аксессуары), драгоценные украшения, коллекция портсигаров… Всего в экспозиции будет представлено 92 произведения высокого искусства. По словам директора фонда «Связь времен» Романа Такера, расширенный вариант коллекции работ Карла Фаберже за три последние года представляется массовому зрителю впервые. Это своего рода бонус для тюменцев за то, что не удалось увидеть полгода назад.
Как пройдет выставка и с каким успехом — узнаем уже скоро. Официальная дата открытия назначена на субботу. Стало быть, завтра. Будем ждать.
***
фото: первая, еще весенняя демонстрация работ Фаберже. Тогда, кроме прессы, их никто не увидел…