Разрушая каноны
Владимир Данихнов. Роман «Чужое». «S-Kom», 2007 год.
Писатель Данихнов – широкому кругу читателей это пока не говорит ничего. Однако на его счету уже несколько занимательных рассказов и роман «Братья наши меньшие», который вышел в серии «Фантастический боевик» издательства «Альфа-книга», благосклонно относящегося к молодым авторам.
Этот роман, в котором автор все же пошел на уступки массовому жанру, тем не менее, особого успеха не снискал.
Серия «Фантастический боевик» ориентирована в основном на массового читателя, привыкшего к определенным канонам и весьма болезненно воспринимающего отступление от них. Данихнов же только тем и занят, что эти каноны нарушает.
В романе «Чужое», еще более странном, чем «Братья наши меньшие», присутствуют те же конструкции – и чуждый, паранормальный разум, способный создавать «наведенные галлюцинации», и иллюзорная реальность, когда «не всегда можно понять, реальность перед тобой или бред воспаленного воображения», и только один человек, который может все исправить… Потому что разобраться в том, что происходит в твоей собственной душе, может только один человек – ты сам.
Герой повествования – «специалист по внеземному разуму» Костя Шилов со своими постоянными спутниками Семенычем, Проненко, Сонечкой и загадочным Духом перемещается из слоя в слой, оказываясь то в иллюзорном раю чуть ли не в роли ангела-хранителя человечества, то на инопланетной базе отдыха, то на межзвездном поезде. Он сталкивается со странными существами, среди которых и реинкарнация Стивена Кинга, и зеленые инопланетяне, и загадочные Сероглазые. Шилов, конечно, занимается странными делами (например, ампутирует «незаконно отросшие крылья» ангелу или пилой фирмы «Shwortz» рубит щупальца гигантскому кракену).
Каждая из этих иллюзорных реальностей строится по законам сновидения с отдельными яркими деталями, расплывающимся фоном, а поведение персонажей, достоверное в каждом отдельном слове и жесте, абсурдно в целом.
Возможно, молодому читателю мрачноватая готика текста будет интересна сама по себе, но мне кажется, что самому Данихнову важнее способ говорения, писания, выдающий зрелого автора.
Несмотря на то, что Шилов – «специалист по внеземному разуму», а его товарищи – вроде бы коллеги, поведение их и речевые характеристики (например, непрерывное «как бы» Проненко) выдают в них наших современников. Вернее, отвечают нашему стереотипному представлению о «простом человеке из глубинки» – с непременными попойками, пением хором под гармошку, рыбалкой и шашлыками на природе. И ничего, что шашлык этот делается из щупальца придуманного писателем кракена. Персонажи Данихнова – носители стереотипов обыденности, постоянно попадают в ситуации настолько условные, чудные и неокончательные, что ни они, ни сам автор не воспринимают их всерьез.
«Чужое» читается нелегко (впрочем, Данихнов вообще писатель трудный и мрачноватый). Роман перегружен физиологизмами, «темными местами», сокрушительно непафосен, саркастичен. И разделения на «хороший – плохой», столь свойственного традиционной «подростковой» фантастике, в романе нет.
Хотя говорится здесь о важном – о войне, дружбе, предательстве, смерти и любви.
Роман можно воспринимать и как жесткую «чернушную» молодежную прозу, и как буддистский текст, утверждающий равнозначность иллюзии и реальности, и как литературный эксперимент, обращенный к опыту советской прозы 20-х–30-х годов – от Зощенко до Платонова.